Автор: Ахмад Абу Яхья
Часть 2. Блогеры: как к ним относиться?
Теперь я хотел бы поговорить с вами о таком явлении, как блогерство. Как бы к нему ни относились, нужно признать, что это наша реальность. Стоять на пути прогресса, будто одинокий бунтарь перед колонной танков на площади Таньаньмэнь (кто не в курсе, загуглите!) – это героизм, но он малоэффективен. Я понимаю, что блогерство будет развиваться дальше, нравится нам это или нет. Сейчас очень популярны разговоры о том, как вести блог, люди делятся секретами, лайфхаками, личным опытом. Что публиковать, а что не стоит, как настраивать таргет и т. д.
Я, разумеется, буду говорить не об этом, а о негативных сторонах блогинга. Может быть то, что я скажу, вам не понравится. Вы решите, что «хазрат ворчит». Но, поскольку меня сюда пустили, то я воспользуюсь этим случаем.
Во-первых, надо определеиться с терминами. Кого считать блогером? Кто-то может сказать: «Вы же тоже блогер, у вас есть блог — маленький инстаграм и телеграм-канал». И я вам отвечу: «Нет, я не блогер!». Поэтому давайте для начала решим: кто такой блогер вообще? В вашем понимании. Как вы отличаете блогер от неблогера в интернете?
Голоса из зала: Блогеры выкладывают каждый свой шаг… Сначала они определяются с тематикой… Свое мнение, свою жизнь… И они это делают, чтобы в последующем зарабатывать, на рекламе, на продукции своей…
У меня нет готового ответа на этот вопрос. Я думал об этом, прежде чем прийти сегодня к вам: как отличить блогера от специалиста в определенной области, который просто ведет блог в интернете?
Аудитория: Блогер – тот, кто зарабатывает на своем блоге.
Да, безусловно, блогеры выросли из журналистов и сейчас вытесняют профессиональную журналистику, об этом сегодня тоже много говорят. Люди почти не читают газеты, а толстые журналы на грани вымирания. Топовые блогеры стали активно заниматься журналистикой: дают аналитику, комментируют события. Селебрити, известные дизайнеры и т. п., все чаще становятся профессиональными блогерами и делятся своим абсолютно некомпетентным мнением, и у них есть своя преданная аудитория.
Для себя я вывел такой критерий отличия блогера от профессионала, который ведет блог. Вы можете со мной не согласиться.
Мне кажется, мы называем человека в интернете блогером, когда он не примечателен больше в жизни ничем, кроме того факта, что у него есть блог, на который подписано некоторое количество людей, и для этих людей он авторитетен. Это определение блогера в негативном значении. Мы иногда говорим: «Да кто он такой! Он просто блогер!».
Если же человек врач, строитель, историк, у которого есть блог, и он делится там информаций по своей профессии, мы вряд ли скажем про него «блогер». Биолог, который снимает занимательные ролики по биологии для youtube, он не блогер, а «популяризатор науки». Чувствуете разницу?
На самом деле, в ютубе сегодня масса полезной информации. Этого не было еще десять лет назад. Если тебе надо освоить какой-то навык, узнать, как починить пылесос или положить плитку, как цветок пересадить, чем кормить кота – все это можно найти сейчас в ютубе. Парень, который на старый телефон в полутьме дрожащей камерой снял ролик, покажет тебе, как решить твою проблему. Это положительный момент.
Для мусульманина это может стать даже ибадатом, если он будет делиться полезными знаниями при условии, что у него соответствующее намерение. Помогать другим – это поклонение, это приближение к Аллаху, даже если это не касается религиозной сферы, даже в вопросах дунья. Как лампочку в фаре машины поменять, как помидоры вырастить, как сарай сложить, как кур разводить.
К таким блогерам, которые выкладывают что-то полезное, делятся навыками, лайфхаками – на самом деле полезными, а не так, как было в моем детстве в программе «Очумелые ручки», где учили, как из двух пластиковых бутылок сделать пластикового слоника или другую абсолютно бесполезную ерунду – к таким блогерам претензий нет никаких. Я и сам подписан на одного англоязычного мусульманина индийского происхождения, который выкладывает всякие полезные вещи по методикам обучения: показывает, как эффективно конспектировать, как продуктивно использовать в работе планшеты, какие новые программы появляются для учебы. И это интересная мне область, поэтому я слежу за этим. Если что-то мне нужно починить, я тоже иду в ютуб.
Не секрет, что за явлением профессионального блогерства стоят крупные корпорации, которым нужны блогеры для продвижения своей продукции. Они создают блогеров, а те рекламируют их продукты. Я сам наблюдал это, у меня есть знакомые в сфере IT и пиара, которые для продвижения проектов нанимают блогеров. Они просчитывают, к какому блогеру обратиться и выбирают того, чье направление совпадает с их целевой аудиторией. В исламской среде это тоже распространяется.
Также мы знаем, как появляются блогеры-звезды, чем привлекательна фигура блогера для молодежи: это «свой парень», guy/girl next door, который поднялся из народа, вышел из какого-нибудь депрессивного городка к свету софитов. Блогерство – это такой социальный лифт, которого еще 10 – 15 лет назад не было.
Мусульманин же должен стараться в своей жизни делать одно из двух: либо заниматься тем, что приносит практическую пользу, либо тем, что почетно и достойно. Например, изучать то, что в религии восхваляемо, даже если никакой практической пользы от этого нет. Изучать нашу акыду углубленно – это тоже хорошее дело, потому что это изучение того, что наиболее величественно и достойно: Всевышнего Аллаха, ангелов, пророков.
Продолжение следует…