Мусульманин и интернет: от любви до ненависти. Часть 4. Что не так с блогерами? - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Мусульманин и интернет: от любви до ненависти. Часть 4. Что не так с блогерами?

Автор: Ахмад Абу Яхья

Мусульманин и интернет: от любви до ненависти. Часть 4. Что не так с блогерами?

Что еще не так в деятельности блогеров? Всякие нехорошие с точки зрения этики вещи: например, потакание страстям, человеческим слабостям. Люди что любят? Люди любят скандалы, разборки, разоблачения и так далее. С этим надо бороться, а блогеры, получается, на этом паразитируют.

Среднестатистический блогер не старается сделать людей лучше, наоборот, его ведет аудитория, его ведет толпа. В Коране Всевышний Аллах часто говорит про «большинство людей», и что же Он говорит про большинство людей? «Они не верят», «они не соображают», «они не понимают», «они не благодарны». Большинство – это толпа, безликая безмолвная толпа, которая всегда идет не туда.

Спасение в Исламе всегда индивидуальное, всегда личностное. А толпа всегда будет переть не туда. А эти люди – горе-блогеры – получается, эту толпу возглавляют, идут впереди, со знаменем.

Понятно, нет ничего плохого в богатстве, но, если человек постоянно, с утра до ночи говорит на тему «как быстро разбогатеть» – это нездорово. Человеческие помыслы должны немного в другую сторону направляться. Как говорится, «вот тебе пальто, носи и мечтай о чем-нибудь великом».

Пожалуйста, если у вас есть какие-то дельные советы по инвестициям, по тому, как квартиру выгодно купить, при этом халяльно – это супер, делитесь. Но во всем должна быть мера.

Если это тренинги и марафоны, пусть будет что-то полезное. Чаще всего это вода и очевидные вещи. Аудитория подсаживается на это. Людям просто нравится, им психологически комфортно, «Вот я хожу на тренинги – значит, иду в направлении своей мечты, и когда-нибудь открою свой бизнес». И годами ничего не происходит. Действительно, какой процент посетителей тренингов по бизнесу в итоге открывают свой бизнес?

Блогеры, коучи, мотивационные ораторы и тренеры личностного роста паразитируют на этом. В конечном счете это потакание страстям, мечтам о быстром обогащении, демонстрация красивой жизни, вызывание зависти, я уже не говорю про такие вещи, как демонстрация и одобрение харама.

И в итоге ролевыми моделями становятся люди, которые в принципе не должны быть примером для подражания. Это скорее относится к более молодому поколению, кому сейчас от 10 до 16 – для них блогеры значат больше, чем для нынешних тридцатилетних.

Я сам наблюдаю за блогосферой, я люблю интернет, в нем прошла вся моя взрослая жизнь, я наблюдаю за его тенденциями, и мне не нравится то, что в нем происходит сейчас. Блогеры становятся кумирами, героями для подрастающего поколения. И я не знаю, что с этим делать.

Прогресс не остановить. Процессы происходят естественно, и мы на них повлиять не можем. Эта толпа нас просто растопчет, если мы попытаемся встать на ее пути. Что можно сделать? Можно стать «блогером здорового человека». Можно попытаться отрезать себе кусочек внимания людей. Но это тоже опасный путь для того, кто по нему идет.  Сложно не поддаться соблазнам, не возомнить себя гуру, не почувствовать себя ролевой моделью, не начать брать деньги за пропаганду ценностей, в которые ты сам не веришь, сложно не потерять себя в этом. Это как профессия дрессировщика льва: вроде как круто, интересно, адреналин, но при этом в любую минуту тебя могут сожрать.

Но, с другой стороны, всегда надо предлагать альтернативу тому, что нам не нравится. Просто ворчать в духе: «Чему эти блогеры учат наших детей?» – непродуктивно. Критикуешь — предлагай варианты решения проблемы. Если мы, религиозные деятели, всегда будем вещать только в мечетях и университетах, если мы не будем выходить в онлайн, нас там заменят те, кто заполнит головы людей неверными убеждениями.

Голос из зала: Уже заполняют.

– Заполняют. Но они раньше начали. Учитывайте, что у них фора во времени. Исламский интернет в 2005 году – это 95% ваххабитов. Может быть, еще пара сайтов духовных управлений, и на этом все. Сейчас, альхамдулиЛлях, работа идет. И результата, конечно, нельзя достичь за один день.

Так вот, нужно предлагать альтернативу. Но не все готовы на это. Я сам, например я уже не пойду в тик-ток, мне 37 лет, я туда просто не хочу. Когда в свое время мы только-только начинали заниматься дааватом, создавали сайт Дарульфикр.ру, ребята сказали: «Надо создать группу вконтакте». Я тогда сказал: «Ни в коем случае, это помойка!»

В начале нулевых были тематические форумы, потом появился Livejournal (ЖЖ, Живой журнал, который сегодня находится в предсмертной агонии), и вся жизнь переместилась туда. Потом появился Фейсбук, году в 2005 –2006 годах, все перешли туда. Каждый раз это были одни и те же люди, единый костяк. Все эти инфлюенсеры, публичные интеллектуалы – они все перешли сначала в лайфджорнал, оттуда в Фейсбук. Примерно в 2008 году увеличилась роль Вконтакте, там собрались мусульмане, и даават начался там.

И на тот момент я считал, что никакого Контакта нам не нужно. Я последним туда зашел, у меня там была страница, которую я впоследствии благополучно удалил, когда начались процессы за репосты. Ведь Вконтакте – это первая социальная сеть, к которой обращаются товарищи майоры в поисках компромата, чтобы клепать дела по экстремистским статьям. И я удалил страницу, о чем совершенно не жалею.

Когда инстаграм появился, у меня была такая же реакция: «Нет, ну какой инстаграм? О чем вы вообще?». Инстаграм у меня появился в 2013 году. Тогда он, кстати, мне понравился: там были живые люди, которые общались, выкладывали свои бытовые зарисовки, еду, которую они ели, книжки, которые они читали, виды, на которые смотрели. Все в целом было очень мило. Потом туда пришли большие деньги, и инстаграм стал таким, какой он сейчас. Я до сих пор не могу с этим смириться. Видимо, после определенного возраста уже начинается проблема адаптации к реальности. Я все еще, например, не могу принять этот даават по законам маркетинга, когда ты должен постоянно рекламировать сам себя, напоминать о своем существовании, набирать подписчиков, «ставьте лайки и делайте репосты». Меня коробит от этого. Адаптироваться с возрастом тяжелее.

Сейчас уже, конечно, инстаграм и ютуб – две основных площадки даавата в соцсетях. Но в Тик-ток я уже не пойду. Но если кто-нибудь туда пойдет с дааватом – это здорово. У меня есть друг в Дагестане, так вот он говорит: «Я пойду туда, где есть мусульмане и буду предоставлять им правильную нужную информацию. Надо будет в тик-ток – пойду в тик-ток, все перейдут в Одноклассники или Вайбер – я пойду в Одноклассники и Вайбер,  все полетят на Луну – я полечу с ними на Луну». Это прекрасный подход. Но сам я не готов к такому. Инстаграм – это, наверное, мой предел. Дальше – тишина.  Я вернулся в инстаграм в 2018-м году, и мне до сих пор там неуютно, я не могу там ничего серьезного делать. Хотя меня регулярно просят вести прямые эфиры и выкладывать побольше всего. А у меня в голове сохраняется образ инстаграма образца 2013 года, в котором книжки, котики, кофе. Я не могу перестроиться. С годами гибкость пропадает. Так что какие-то навыки приобретать и новые горизонты покорять лучше сейчас – идите и делайте, пока вы молоды.

Так вот. Вернемся к «блогеру здорового человека». С одной стороны, это нужно, с другой стороны – это опасный путь, риски большие. Но надо, чтобы кто-то это делал. Должен быть кто-то, кто осознает все сложности онлайн-даавата и тем не менее готов этим заниматься: терпеливо рассказывать одно и то же о необходимости следования мазхабу, рассказывать, что акыда ашаритов – правильная, говорить о заблуждениях, отвечать троллям, банить хейтеров и так далее. Это информационный джихад, в нем свои трудности, это тяжелая, но совершенно необходимая работа. Должны быть такие люди, и я таких знаю.

Примечательно, что такие энтузиасты порой не имеют особого религиозного образования, не знают арабский язык в достаточной степени, но за годы постоянного поиска и распространения информации они самообразовываются и в итоге лучше многих устазов или имамов ориентируются в вопросах акыды, методологии следования мазхабу и т.д. Они постоянно читают и развиваются. Это здорово. Я знаю лично таких людей. Они — пример того, что для дела важны не дипломы или официальный статус духовного лица, а твои реальные знания, умения и понимание реальности.

И помощь с правильным намерением может быть не только в религиозной сфере. Я уже, кажется, рассказывал про одного нашего заочника-студента, который подошел ко мне и спросил: «Хазрат, я работаю в дилерском центре (тут название марки автомобилей), что я могу сделать полезного для мусульман?».

Этот вопрос должен себе постоянно задавать каждый мусульманин вне зависимости от профессии, уровня религиозного знания. Что я могу сделать полезного для мусульман? В том числе через свой блог. Может быть, я могу научить класть плитку, высаживать цветы, выращивать помидоры, шить, верстать книги, снимать видео, владею новыми образовательными методиками – неважно. Любая полезная информация, которая может пригодиться мусульманам, при условии правильного намерения, будет вознаграждаемой.

Окончание следует…

6206

Последние статьи
20.10.2020
Подробнее
03.10.2020
Подробнее
01.10.2020
Подробнее
© 2020 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.
Top