Мусульманин и интернет: от любви до ненависти. Часть 5. Инфлюенсеры и селебрити - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Мусульманин и интернет: от любви до ненависти. Часть 5. Инфлюенсеры и селебрити

Автор: Ахмад Абу Яхья

Часть 5. Инфлюенсеры и селебрити: как это выдержать?

Еще одно понятие, от которого меня тошнит – это инфлюенсер.

Инфлюенсер (от английского influence – влиять) — человек, который может влиять на других людей, на мнения и вкусы аудитории. Это явление тоже сейчас подпитывается корпорациями. Есть онлайн-университет «Нетология», который держит нос по ветру и все эти новые тенденции монетизирует в виде курсов. Они вас обучают различным навыкам. Новый навык появился вчера, а сегодня они уже про это выкатили онлайн-курс. Тоже по-своему молодцы. Вот у них есть курс «инфлюенсер-маркетинга».

Что они говорят?

«У каждого, кто выбрал блогинг как работу, есть своя целевая аудитория, своя тема и ниша.

Бывают бьюти-блогеры, фэшн-блогеры, трэвел-блогеры, фуд-блогеры, ЗОЖ/фитнес/лайфстайл/гейминг-блогеры, автоблогеры, секс-блогеры, коучинг-блогеры, киноблогеры и так далее».

Это я из анонса курса читаю.

Итак, что получается? Общий пирог интересов аудитории поделен на сегменты, и каждый в своем сегменте влияет на людей. Те дети, для которых блогеры стали кумирами — как раньше кумирами были певцы, актеры, футболисты – это будущие потребители контента инфлюенсеров. Это нарастает, и блогеры будут еще больше влиять на умы людей. Этот процесс проконтролировать нельзя. Раньше были журналисты, а чтобы стать журналистом, надо было отучиться как минимум пять лет, хорошо писать, сделать себе имя. А блогером-инфлюенсером может стать любой человек, обладающий соответствующим талантом цеплять аудиторию или специально обученный для нужд каких-то корпораций.

Мы с вами застанем скорее всего гибель профессиональной журналистики – она станет элитной, нишевой, как бумажные книги. Бумажные книги совсем не исчезнут, они будут всегда, так же всегда будет фигура публичного интеллектуала со своей аудиторией, пусть она будет маленькая, но она будет лояльна ему. Массовое же скопление – а сейчас все люди в информационном пространстве, а еще десять лет назад охват интернета был не такой большой… И массовая публика – большинство людей, о которых говорит Аллах в Коране, будет обслуживаться именно вот этими инфлюенсерами-блогерами. И мы с этим ничего сделать не можем.

Раз вы собрались на медийной площадке, значит, тема медиа вам интересна. Можете попытаться сами стать инфлюенсерами и оказывать на людей положительное влияние. Но тут важно, повторю, правильно рассчитать свои возможности: сможете ли вы стойко противостоять искушениям. А они непременно будут – вам будут предлагать деньги за пропаганду того, во что вы не верите, вы будете говорить то, что не соответствует Шариату: если ты все время говоришь публично, по двадцать часов в сутки, ты обязательно скажешь что-то неправильное. Это неизбежно. Ошибки будут, будут и соблазны. Важно понимать, насколько это твоя стихия и способен ли ты не потерять себя.

С понятием инфлюенсера связано еще такое понятие «селебрити». Это не просто любая знаменитость, а селебрити как термин. Один современный культуролог дал очень хорошее определение этому слову: «Селебрити – это люди, знаменитые тем, что они знамениты». Они формально могут быть кем-то еще – певцом, актером и так далее. Но, как правило, их способности в этой сфере несопоставимы с их медийным охватом. Это могут быть очень плохие певцы, посредственные футболисты, непримечательные актеры, которые тем не менее довольно знамениты (или скандально знамениты). Их влияние на умы тоже может стать проблемой. Мусульмане все равно на них подписываются, читают их и смотрят. Есть вещи, которых я никогда не пойму…

Что мы можем противопоставить этому со своей стороны? Мы можем стать высококлассными специалистами в своей области, выбрать себе область, пусть даже это будет блогинг и транслировать правильные ценности, стараться жить согласно нормам Ислама, соблюдать в жизни правила халяля и харама и постоянно задаваться вопросом «что я могу сделать для мусульман?». А в конце каждого дня спрашивать себя: «Что я сегодня сделал ради Аллаха?». На самом деле это одно и то же: если ты что-то делаешь для мусульман, это уже дело ради Аллаха. Всевышний Аллах поручил мусульман друг другу, чтобы мы друг о друге заботились.

Конечно, начинать надо с ближнего: со своей семьи, родственников, затем делать хорошее дальним родственникам, потом соседям и друзьям, своей махалле, а потом уже для всей уммы в целом.

Стать высококлассным специалистом в своей области и помогать мусульманам, помогать Исламу.  Аллах так устроил религию Ислам, что у нас нет деления, как у христиан, на духовенство и мирян. Духовенство у них с утра до ночи занимается поклонением, молится за грехи мирян, которые живут непонятно как. У нас такого нет. Мы все одинаковы перед Аллахом, у нас одинаковые фарды, единые базовые обязаности. И отвечать за свои способности, которыми Аллах нас наделил, мы будем сами: на пользу или во вред мы их использовали, или же вообще закопали талант в землю и не использовали его. Если вы  можете делать что-то хорошо – делайте это!

В Исламе ты можешь приносить пользу по-разному. Можешь учить – учи. Можешь зарабатывать деньги и поддерживать финансово тех, кто на пути религии – жертвуй, помогай имуществом. Кто может технически помогать даавату в интернете, создавать, например, мобильные приложения или снимать видео – занимайтесь этим. Кто-то может помочь в бытовых вопросах – помогайте. А кто вообще ничего не может – возьмите веник и подметите наши пыльные мечети, как один устаз сказал. Каждому в Исламе найдется применение.

Конечно, необходимо больше времени проводить офлайн. Для сохранения трезвого ума, чтобы быть начеку, отслеживать изменения в себе, надо периодически выходить из интернета и проводить какое-то время офлайн. Про цифровой детокс слышали? Это обязательно! Человек устроен так, что, если он во что-то вовлекается, ему кажется, что весь мир сосредоточен там же. На самом деле это не так. Большая часть мира в действительности все еще существует офлайн. И самые интересные вещи происходят в офлайне. Это банальная мысль, но оттого не менее справедливая. Нельзя жить в сети с утра до ночи, устраивайте себе цифровые детоксы для сохранения свежей перспективы.

Ну и, конечно, еще важно приучать себя воспринимать фундаментальные вещи: читать не только посты, но и книги – целиком от начала и до конца, смотреть не только короткие ролики. Мне иногда говорят: «Вы записываете слишком длинные видео, а я максимум могу посмотреть десять минут». Ну что я могу ответить? Раздели на две части, посмотри сегодня десять минут, и завтра десять! В этом плане мне нравится Юрий Дудь, который делает и трех- и четырехчасовые фильмы. Он мне не нравится целиком и весь, но он пытается сделать что-то социально ответственное, рассказать своей молодой аудитории, которая жаждет хайпа, про какие-то серьезные вещи – например, про Колыму, про сталинские репрессии. Он приучает людей смотреть четырехчасовые видео, и потом обсуждать увиденное.

Также привыкайте слушать не только проповеди, но и уроки. Ученые говорят, что одна из причин упадка Ислама в том, что у нас очень мало ученых и слишком много проповедников. Проповедь – это всегда фрагмент знания, отрывок какой-то темы. Ты послушал, воодушевился, вроде что-то полезное вынес, кажется, будто иман вырос. Но эффект этот, как правило, кратковременный. Проповеди, ваазы – это не фундаментальное знание. Старайтесь получать фундаментальное знание.

Возьмите, например, фикх. Он огромный, как слон. Как съесть слона? Разделить его на маленькие кусочки. Возьмите для начала раздел очищения – тахарат. Разделите его на темы мельче. Малое омовение. Там есть еще деление: фарды малого омовения, потом сунны, потом адабы, потом что нарушает малое омовение, что нежелательно и так далее. Весь фикх уже со времен имама Абу Ханифы порезан на кусочки для вашего удобства.  Возьмите книгу или аудиоуроки. В интернете на русском языке есть уроки по ханафитскому фикху. По «Нур аль-идах», по «Мухтар». Возьмите тот уровень, что вам подходит. И установите себе план: урок в день, например. Не забывайте переслушивать и перечитывать пройденное, конспектируйте… В общем, применяйте те методы обработки информации, которыми владеете. Цель – знания, чтобы они были у вас в голове. Чтобы учиться, в наше время не обязательно поступать в медресе, можно учиться вечерами, в выходные, в свободное время. В живых уроках есть особая польза, и особая барака (благодать), но если нет возможности учиться вживую, читайте или слушайте уроки. Делайте хоть что-нибудь! Я люблю одну фразу и всем ее повторяю: если не получается что-то делать как следует, делай как поучается. Перфекционизм и позиция «либо всё, либо ничего», часто вредны.

Даже если вы учились уже, прошли фикх, всегда что-то, что нужно освежить в памяти, расширить и углубить. Разобрали раздел тахарата? Отлично, теперь возьмите намаз, потом пост и так далее. Наш девиз: системность и постоянство!

Сначала учите то, что обязательно знать каждому – фардуль-айн. Садждату-с-сахву, нарушение поста, что требует кафары, а что – нет, тахарат. Все это фардуль-айн.

Получайте фундаментальные знания в своей профессии – читайте надежные труды по своей специальности, это тоже нас защитит от клипового мышления, фрагментарности, которые нам навязывает интернет. Все равно люди, которые читают книги, будут всегда иметь преимущество перед теми, кто смотрит телевизор. Или youtube.

Решения принимают люди в офлайне. У многих крупных бизнесменов нет даже смартфона. Я сам таких видел, это не шутка. Если вы деловой человек – это простой лайфхак – заведите себе ежедневник, блокнот для работы и купите кнопочный телефон. И не таскайте с собой лишних устройств. Не пользуйтесь смартфонами постоянно.

В завершение напомню то, с чего я начал: Шариат в интернете такой же, как и в офлайне. Те же категории халяля и харама, этика такая же, все принципы ровно те же. Вот и все. Просто веди себя там, как тут.

10732

Последние статьи
20.10.2020
Подробнее
03.10.2020
Подробнее
30.09.2020
Подробнее
© 2020 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.
Top