Правда ли, что мы можем изменить свою жизнь к лучшему или к худшему лишь с помощью мыслей? - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Правда ли, что мы можем изменить свою жизнь к лучшему или к худшему лишь с помощью мыслей?

Кто из нас не слышал подобных рассуждений – «мысль материальна, ваш успех в жизни зависит от ваших мыслей – будете настраиваться на что-то позитивное и приятное, вас в жизни ждет успех, если же будете мыслить негативно, настраиваться на неудачу, вас будут преследовать несчастья и потери»?

То есть, фактически, все зависит от наших мыслей и желаний – если как следует настроиться на богатство, здоровье, встречи с приятными людьми, достижение карьерного роста и прочие приятности, мы их обязательно получим. Эта теория обычно именуется «законом притяжения» или «теорией позитивных мыслей». Обычно ее исповедуют сторонники так называемого движения «Нью Эйдж» — мистического учения, которое стало популярно на Западе в 20 веке – но следует отметить, что многие моменты из этого учения проникают и в светскую психологию. Например, некоторые психологи всерьез учат своих клиентов подобной технике – к примеру, как притянуть в свою жизнь богатство и денежный успех. Более того, встречаются даже мусульманские психологи, которые всерьез верят, что, если научиться позитивно мыслить, с вами ничего плохого в жизни случиться не может – а если все-таки случается, значит, вы плохо настроились на успех и допускали в мыслях негатив.

Что в этой теории верно, а что ошибочно с точки зрения нашей религии? Давайте разберемся далее с помощью Всевышнего.

Правда здесь в том, что уверенный в себе человек действительно может добиться в жизни большего. Не потому, что «вступает в диалог с космосом и получает оттуда ответы в соответствии со своими желаниями и запросами», как считают сторонники мистических учений, а просто потому, что более энергичен в достижении своих целей, целеустремлен, старателен, не боится рисковать и браться за сложные дела. Если же наоборот, человек не уверен в себе, то он часто даже не возьмется за какое-то дело, поскольку уже заранее уверен, что у него ничего не получится, что он слабый, глупый, ничего не умеет. Все врачи и психологи знают, что самовнушение – очень важная вещь для физического и душевного здоровья человека.

Но в чем серьезная ошибка сторонников подобных теорий?

1.Первый и самый главный момент. Они не учитывают того, что человек не является абсолютным хозяином своей судьбы и не может контролировать свою жизнь полностью – как им хочется думать. Миром правит Всевышний Аллах, и все в нашей жизни происходит по Его воле. Разумеется, у человека есть свобода выбора в определенных рамках, он может и должен прилагать усилия для достижения желаемого результата, но никакие мысли и действия не могут гарантировать ему стопроцентного успеха.

Аллах говорит об этом в Коране: «Аллаху принадлежит власть над небесами и землей, и Аллах над всякой вещью мощен» (3:189).

Пока результат не будет известен – к примеру, человек не знает, поступил он выбранный им университет, получил ли он желаемую работу, вылечился ли он от своей болезни – ему следует продолжать предпринимать все допустимые средства для достижения цели. Когда он сделал все, что от него зависело (сдал экзамены, отправил резюме работодателю, обратился к врачу для лечения), тогда ему следует положиться на Аллаха. Наша вероучение одинаково свободно как от полного фатализма – когда считается, что человек не имеет своей воли, так и от того, что называется волюнтаризм – то есть, веры в то, что все зависит только от человека, от его желаний.

Ярким примером такого подхода является известная история о том, как однажды наш Пророк (мир ему и благословение) однажды увидел бедуина, который приехал в мечеть помолиться, не привязав своего верблюда. Когда Пророк заметил ему, что он не привязал верблюда, тот сказал: «Я положился на Аллаха». На что наш Посланник (мир ему и благословение) сказал ему: «Привяжи верблюда и тогда полагайся на Аллаха» (Тирмизи).

Сторонники «закона притяжения» находятся во власти ложного представления о том, что контроль человека над происходящим распространяется намного дольше (чем обычно принято считать) – то есть, не только его действия находятся в его власти, но он может управлять происходящими событиями с помощью своих мыслей.

2.Второй недостаток этой теории заключается в том, что она имеет и обратную сторону – в вашей власти притянуть в свою жизнь что-то хорошее, но вы же будете виноваты в том, что с вами случается плохого. Если вы потеряли кошелек, заболели, попали в аварию, что-то случилось с близким человеком – в этом также виноваты вы сами. Значит, вы слишком сильно этого боялись и много об этом думали. Здесь не допускаются мнения о чужой злой воле, несчастной случайности, и тем более – о воле Всевышнего. Все находится в ваших руках – и плохое, и хорошее. Таким образом, на человека взваливается непосильный груз ответственности за свою жизнь, которая не соответствует его скромным возможностям.

Одна американская дама-психолог – сторонник подобной теории, всерьез пишет о том, что если она рано лишилась родителей, затем ее бросил муж, и она тяжело заболела, то виной этому были исключительно ее плохие мысли и негативный настрой. Но стоило ей овладеть этой «теорией позитивных мыслей», как, наоборот, вся жизнь ее повернулась совершенно иначе – она полностью выздоровела, вышла замуж за хорошего человека и достигла финансового успеха.

На самом деле тысячи людей оказываются в неприятной ситуации тогда, когда вовсе не думали об этом. Думал ли человек, который поскользнулся зимой на скользком тротуаре, что сейчас упадет и сломает ногу? Человек в самом лучшем расположении духа приходит на работу, где кто-то из его коллег уже заразился гриппом, и тоже заболевает, заразившись от него – хотя вовсе к этому не стремился. Он садится в машину и едет по своим делам, как вдруг какой-то неосторожный водитель сталкивается с его машиной – как он мог ожидать этого и воплотить в реальность эти вещи? Не говоря уже о жертвах стихийных бедствий, войн, уголовных преступлений – по такой логике они должны были иметь какой-то особенно плохой настрой и вовсе никогда не думать о хорошем.

Более того, мы знаем, что пророки (мир им всем) были самыми лучшими творениями, а, следовательно, были исполнены только самых положительных мыслей и ожиданий. Каким же образом можно согласовать «закон притяжения» с этим фактом, что лучшие из людей больше всех страдали от нищеты, болезней, преследований врагов, хотя их мысли и чувства были всегда оптимистичными и позитивными?

3.Еще один ошибочный и несправедливый момент этого «закона» заключается в том, что он внушает людям самодовольство — что человек якобы сам, своими усилиями достиг всего, что он имеет, и побуждает смотреть сверху вниз на бедных и беспомощных. Ведь согласно этому «закону», бедные и страдающие люди сами виноваты, что оказались в таком положении – поскольку привлекли в свою жизнь несчастья своими негативными мыслями. Некоторые авторы книг о «законе притяжения» прямо советуют своим последователям не участвовать ни в какой благотворительной деятельности:

«Если у вас есть какой-то недостаток, или вы страдаете от бедности или болезни, это происходит потому, что вы не осознаете силу (мыслей), которая есть у вас» (Бирр «Секрет успеха»).

 «Не думайте о бедности, не исследуйте ее причин и не беспокойтесь о ней. Не тратьте время на благотворительную работу, вся благотворительность только способствует увековечению нищеты, которую она стремится искоренить … Бедные не нуждаются в благотворительности; им нужно вдохновение» (Уотс, Уоллес, «Наука об обогащении»).

Важность благотворительности в исламе общеизвестна, так что каждому верующему ясно, что этот «закон притяжения» никак не согласуется с нашей религией, которая много раз подчеркивает необходимость сострадания и помощи бедным.

Как верующие, мы должны иметь оптимизм и хорошее мнение об Аллахе – что Он милостив к нам и желает нам блага, при этом нам следует предпринимать все возможные реальные действия для достижения наших целей – делать дуа об этом, использовать все дозволенные средства. Однако, даже использование всех возможных средств еще не гарантирует определенный результат, поскольку мы не являемся хозяевами своей судьбы, но рабами Аллаха.

В заключение, нам следует помнить, что, если мы не получаем того, к чему мы стремились и для достижения чего прикладывали все усилия, это не означает, что нам не хватило позитивных мыслей или желания для привлечения этих благ. Это лишь значит, что Аллах не пожелал даровать нам эти вещи – поскольку Он лучше знает, что будет самым полезным для нас. Он Господин Вселенной, и Его сокровища бесконечны, так что Он отказывает нам в чем-то не потому, что не имеет этих благ. Но Он также Знающий и Мудрый, поэтому Он знает, что будет лучшим для нас.

Анна (Муслима) Кобулова

16629

Последние статьи
13.11.2018
Подробнее
Подробнее
14.08.2018
Подробнее
© 2018 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.