Сорок хадисов об адабе. Первый хадис
Второй хадис из главы «Праведное отношение к родителям»
Первая часть
— أخبرنا أبو عبد الله الحافظ نا أبو العباس محمد بن يعقوب نا أحمد بن شيبان نا سفيان ابن عيينة عن عطاء بن السائب عن أبي عبد الرحمن عن أبي الدرداء قال سمعت رسول الله صلى الله عليه و سلم يقول :
الوالد باب من أبواب الجنة أو أوسط أبواب الجنة احفظ ذلك أو ضعه
Сообщил нам Абу Абдуллах аль-Хафиз[1] от Абу аль-Аббаса Мухаммада ибн Якуба[2] от Ахмада ибн Шайбана от Суфьяна ибн Уейна от Атаъ ибн ас-Саиба[3] от Абу Абдур-Рахмана[4] от Абу ад-Дардаъ: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
«Поистине, родитель (аль-валид) – это дверь из срединных дверей Рая. И храни ее или оставь»»[5].
Аль-Мубаракфури[6] передает объяснение Кади Абу Бакра ибн аль-Араби:
«То есть наилучшее, к чему можно прибегнуть, чтобы достичь Рая и его высот, – это послушание родителю и уважительное отношение к нему. И другие сказали, что у Рая много врат, и самые лучшие – это срединные, и в них входят из-за уважительного отношения к родителю».
Далее аль-Мубаракфури[7] указывает, что под словом الوالد подразумеваются родители, то есть и отец, и мать.
Что касается слов «срединных дверей Рая», то имам ас-Суюты указывает, что это речь идет о лучшей двери[8].
Что касается слов «и храни ее или оставь», то речь не идет о том, что дозволено перестать относиться к родителям уважительно. Имеется в виду: если ты не хочешь войти в Рай, то можешь не делать этого[9]. И тут содержится порицание, как в словах Всевышнего Аллаха:
فَمَن شَاءَ فَلْيُؤْمِن وَمَن شَاءَ فَلْيَكْفُرْ
«Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует»[10].
Что касается самих этих слов, то есть разногласия, является это частью хадиса или дополнением передатчика[11].
Что касается известных слов «Рай – под ногами матерей», то этот смысл – часть длинного хадиса, где Муавия ибн Джахима ас-Сулями (да будет доволен им Аллах) приходил несколько раз к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) за разрешением выйти на сражение, и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) каждый раз отказывал ему, потому что у него была жива мать, и каждый раз велел ему ухаживать за ней, а потом сказал:
«Будь рядом с ее ногой, поистине, там Рай»[12].
В версии, которая передается имамом ан-Насаи, сказано: «Будь рядом с ней, поистине, Рай – под ее ногами»[13].
Иными словами, ты получишь свою долю в Раю лишь через ее довольство[14].
И имам аль-Хаким[15] сказал, что иснад этого хадиса достоверен, и имам аз-Захаби согласился с ним.
И в этом хадисе также говорится о том, как важно уважать отца, в том числе о том, что это путь к вершинам Рая.
Если особенность материнской любви – в том, что она любит своего ребенка всегда, то любовь отца к своим детям, особенно к сыновьям, уникальна тем, что ей сопутствует желание, чтобы они стали лучше него во всем.
Такой любви нет ни у кого, ведь, даже если взять отношения учителя и ученика, учитель почти никогда не хочет, чтобы ученик превзошел его в знаниях и достижениях. А отец практически всегда хочет, чтобы его сын превзошел его, и это влечет строгость и требовательность в воспитании, неприятие ошибок и постоянное недовольство, с которым многие сыновья сталкивались в отношениях с отцами.
Сорок хадисов об адабе. Второй хадис (вторая часть)
Абу Али аль-Ашари
[1] Имам аль-Хаким.
[2] У имама аль-Хакима (да помилует его Аллах) есть несколько шейхов по имени Мухаммад ибн Якуб, и этот шейх – Абу аль-Аббас Мухаммад ибн Якуб ибн Юсуф ас-Синани ан-Нейсабури аль-Асам. Крупный мухаддис и факих шафиитского мазхаба. Передается, что в течение семидесяти лет он читал азан в своей мечети (он прожил девяносто девять лет). Имам аз-Захаби называет его в числе хафизов и муххадисов Востока.
[3] Ата ибн ас-Саиб ибн Малик. Ахмад ибн Ханбаль сказал о нем: «Достойный доверия и праведный человек». К концу жизни он начал забывать хадисы, и поэтому те, кто передает от него в ранний его период, такие как Шу’ба и Суфьян, будут достоверными, а те, кто передает в более поздний период, такие как Халид ибн Абдуллах и другие, – слабыми. Умер в 163-м году (Тахзиб аль-камаль, 20/86-94).
[4] Абу Абдурахман Абдуллах ибн Хабиб ас-Сулями аль-Куфи. Абу Исхак ас-Сабии сказал о нем, что он в течение сорока лет преподавал Коран в мечети в Куфе. Ан-Насаи сказал о нем: «Достойный доверия» (Тахзиб аль-камаль, 14/408-410).
[5] Имам аль-Байхакы не передает этот хадис в книге «Аль-Адаб», но приводит в «Шуаб аль-иман» (№ 7847). А еще этот хадис приводят ат-Тирмизи (№ 1900) и Ибн Маджа (№ 3663). Ат-Тирмизи сказал, что хадис достоверный.
[6] Тухфа аль-Ахвази, 6/25-26.
[7] Тухфа аль-Ахвази, 6/26.
[8] Шурух Сунан Ибн Маджа, с. 1337.
[9] Там же.
[10] Коран, 18:29.
[11] Шурух Сунан Ибн Маджа, с. 1337.
[12] Сунан Ибн Маджа, № 2781.
[13] Сунан ан-Насаи, № 3127.
[14] Шурух Сунан Ибн Маджа, с. 1059.
[15] Аль-Мустадрак, 2/125, № 2557.