Автор: Абу Али аль-Ашари
***
“Касыда аль-Бурда” — это поэзия, а не матн по акыде.
***
Усуль аль-фикх — фантазии мукаллидов о том, как мыслили муджтахиды.
***
Имам Абдуль-Кахир аль-Джурджани пишет, что у мысли есть свой путь, который она должна пройти, а топливо для увеличения пройденного расстояния размышлений — это жажда познания и желание уйти от смежных обобщений к четкому знанию[1].
***
Имам аш-Шаарани пишет, что ему иногда кажется, что некоторые бедствия касаются некоторых египетских селений только из-за грехов[2].
***
Имам аш-Шаарани перечисляет матны, которые он выучил: Абу Шуджа, “Аджрумия”, “Минхадж” Навави, “Альфия” Ибн Малика, “Тавдых” ибн Хишама, “Джам аль-джавами”, “Альфия” Ираки, “Тальхыс аль-мифтах”, “Шатыбия”, “Каваид” Ибн Хишама[3].
И еще имам аш-Шаарани упоминает, что прочитал тафсир Куртуби два раза, тафсир “Джалялейн” — тридцать раз, “Шарх ар-Равд” Закарии аль-Ансари — тридцать раз, “Шарх аль-Мухаззаб” — пятьдесят раз, шарх Махалли к “Минхаджу” — тридцать раз, шарх Навави к “Сахиху” Муслима — пятнадцать раз, “Тахзиб аль-асма валь-люгат” имама ан-Навави — пятнадцать раз.
***
Али аль-Хаввас (куддиса сирруху) говорил: “С увеличением познания Аллаха увеличивается почтение к Его повелениям и запретам, а с удалением от Аллаха увеличивается небрежное отношение к Его повелениям и запретам”[4].
И еще он говорил: “Один из признаков искренности в знаниях — готовность заняться этим даже при смерти. А если человеку зададут какой-то вопрос, когда он при смерти, и он скажет: «Отстань!» — значит, он не искренен в своем знании”[5].
***
Одно из наставлений шейха аль-Ислам Закарии аль-Ансари имаму аш-Шаарани — “остерегайся порицать суфиев за что-либо!”[6]
***
Истинные ученые видят в своих уроках возможность повторить в кругу сверстников, а не донесение света истины знания до невежественных масс.
***
Первое задание, которое дал Али аль-Хаввас имаму аш-Шаарани как муриду, — продать все его книги и раздать деньги нуждающимся[7].
***
Устаз Саадухаджиясул Мухаммад из Батлуха (куддиса сирруху) говорил: «Известность — это бедствие».
И он говорил: “Когда желудок сыт, голодает душа”.
И он говорил: “Самое ужасное — это отвечать на зло злом”.
***
Имам аль-Биркави указывает, что к грехам языка относится обучение слабым и отброшенным мнениям в фикхе[8].
***
Великое имя (аль-исм аль-азам) Аллаха — это Аллах, но при условии, что при его произнесении в сердце нет ничего, кроме мыслей об Аллахе[9].
***
Запрет на кунью Абуль-Касим действовал только при жизни Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует)[10].
[1] Асрар аль-баляга, с. 28.
[2] Латаиф аль-Минан, с. 64.
[3] Латаиф аль-Минан, с. 68.
[4] Латаиф аль-Минан, с. 76.
[5] Латаиф аль-Минан, с. 80.
[6] Латаиф аль-Минан, с. 78.
[7] Латаиф аль-Минан, с. 106.
[8] Тарика Мухаммадия, с. 424.
[9] “Хашия” ат-Тахтави (с. 4).
[10] “Хашия” ат-Тахтави (с. 7).