Мой Дагестан (Заметки о путешествии из Москвы в Махачкалу) - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Мой Дагестан (Заметки о путешествии из Москвы в Махачкалу)

К сожалению, при упоминании Дагестана многим первым приходят на память сообщения в новостях  — чаще всего в связи со спецоперациями, терактами, взрывами и убийствами. Кто-то еще, может быть, вспомнит про футбольную команду «Анжи», кто-то про красивую природу Кавказа, про минеральную воду или танец лезгинку.

Мне же хочется немного рассказать о моем Дагестане – каким я его вижу, когда приезжаю туда. Разумеется, это очень неполная картина, чего-то я могла и не увидеть, что-то наоборот, преувеличить – прошу не обижаться, это чисто личный, субъективный взгляд, ни на какие обобщения не претендует.

Каждый раз, когда я приезжаю в Дагестан и живу тут, у меня появляются смешанные чувства. Я люблю Дагестан, это земля, где жили (и живут) праведники, благочестивые люди, шейхи, устазы, аулия, в Дербенте находятся могилы сподвижников. Дагестан — это единственное место в России, где сохранился истинный суфийский тарикат, где живут суфийские шейхи (мы – жители Москвы затем и приезжаем сюда, чтобы посетить наших духовных наставников – учителей тариката).

 

(на фотографии — суфийские шейхи Дагестана)

Помню свой первый приезд в Дагестан – мне казалось, что я приехала на райскую землю, недостатков не замечала вовсе, все видела в радужном свете. Но в следующие приезды уже стала замечать и другие вещи, которые вызывают огорчение.

Если Махачкалу сравнивать с Москвой, то, разумеется, разница очень большая, и у Дагестана будет масса преимуществ. Здесь чувствуешь себя спокойно и свободно в исламской одежде – тебе никто не скажет в транспорте или на улице (как в Москве), что ты «черная», «нерусская», что мы «понаехали тут», что ты террористка. Девушек в исламской одежде тут множество, так что ты не выделяешься.

Здесь очень много мечетей – такое удовольствие просыпаться на утренний намаз под звуки азана, а не под будильник! Поэтому нет проблем совершить намаз в городе (правда, мы видели двух человек, которые молились на ковриках в парке под деревьями – не очень понимаю — почему, видимо хотелось помолиться в одиночестве).

 

(на фото — Джума-мечеть Махачкалы)

 

Здесь довольно развита исламская инфраструктура – почти в каждом магазине можно купить халяльное мясо, множество исламских магазинов, халяльных кафе. В городе несколько исламских институтов, медресе, есть исламские школы и детские садики, есть парикмахерские, где мужчины стригут только мужчин, а женщины — только женщин. Нам также рассказывали про халяльные спортклубы. В Дагестане есть исламское телевидение и радио. В 90-е годы именно здесь начинало возрождаться исламское образование и просвещение – именно сюда, в только что открывшиеся исламские институты, ехали мусульмане из всей России.

 

Местную женскую одежду я бы разделила на три типа: первая  – это полный хиджаб, совершенно закрытая одежда, второй — такой «кавказский» стиль (косынка, юбка примерно до колен, закрытая блузка) и европейская одежда. К счастью, даже женщины в европейской одежде все-таки не оголяются так бесстыдно как у нас (юбочек, из под которых видно нижнее белье или маечек, из которых грудь буквально «вываливается», не видела – может, просто повезло?)

 

Что тоже не очень понравилось – даже среди покрытых женщин нет почти ни одной в свободной одежде. Очень приталенные, обтягивающие платья, подчеркивающие фигуру. Даже мусульманки — приверженцы «нетрадиционного» ислама, и те носят темные, но обтягивающие платья. Свободные платья и большие платки чаще всего можно увидеть на сельских женщинах.

 

(женская национальная одежда — "наш ответ" тем, кто утверждает, что "наши бабушки хиджаб не носили")

Вообще, как ни странно, купить хорошую, качественную исламскую одежду мы не смогли. Магазины полны очень пестрой, яркой, из плохих материалов (чаще всего это дешевая синтетика), плохо сшитой одеждой – опять-таки, может плохо искали? Как мы поняли, тут лучше шить на заказ, у знакомых мастериц, чем покупать готовую одежду.

Сам город живет в таком несколько раскрепощенном южном стиле (который раньше мы видели в каких-нибудь итальянских фильмах) – люди более спокойные, не раздраженные и не спешащие вечно куда-то как в Москве, рядом море, что чувствуется в воздухе. На окраине города начинается уже совершенно сельская жизнь – частные дома, сады и огороды, тут же пасутся домашние животные (коровы, овцы).

Кстати, в городе почти не видно собак – на окраинах бегают только бродячие. В домах собак как комнатных питомцев держат только русские, местные жители этого не делают.

Правда, как везде на юге,  люди более любопытны, в транспорте довольно бесцеремонно могут тебя разглядывать, любят задавать какие-то вопросы, кажется, что всем до тебя есть дело (по сравнению с Москвой, где наоборот, никому не до кого дела нет). Каким-то образом по нашей одежде люди умудрялись понимать с первого взгляда, что мы приезжие. Сам вопрос, который при этом задают, звучит довольно забавно – «а вы, наверное, из России приехали?» Жители Дагестана до сих пор не воспринимают себя  частью России, такие фразы как  – «Я ездил в Россию», «приехал из России» — здесь обычные вещи.

 

Нас, жителей дорогой столицы, приятно поразили цены – за 100-150 рублей такси тебя довезет в любой конец города, проезд в маршрутке стоит всего 14 рублей (а не 30-35 как в Москве). Правда, с работой, как нам говорили, тут плоховато – рабочих мест мало, люди в основном живут торговлей, производство не развивается (еще и поэтому столько молодежи примыкает к террористическим организациям – от безделья и незанятости).

Уличное движение в городе у непривычных людей вызывает оторопь – так, говорят, водят машины где-нибудь в арабских странах – почти без всяких правил, обгоняя друг друга, на бешеных скоростях. Переходить улицу было всегда страшновато.

Что очень удручает – город неухоженный, какой-то заброшенный. У некоторых домов такой вид, как можно увидеть только в послевоенных фильмах  — облупившаяся краска, потрескавшиеся , обветшавшие стены. В очень плохом состоянии коммунальные службы – отключение воды или света в городе самое обычное дело и никого уже не удивляет. Зимой, как нам рассказывали, отопления во многих районах города практически нет, так что люди пользуются электрическим обогревателями, благо, все-таки климат южный, и морозов не бывает.

На следующий день после нашего приезда вечером в городе отключили воду, так что все следующие дни мы, делая омовение, поливали себе из ковшиков из заранее запасенной воды. Когда читаешь в книгах, что нашему Пророку (мир ему и благословение) и первым мусульманам хватало для омовения около двух литров воды (на наши единицы измерения), удивляешься, но, оказывается, этого на самом деле вполне хватает. Вообще такие вещи, наверное, очень полезны – начинаешь ценить блага, которые дает Всевышний. Мы привыкли к тому, что у нас из крана всегда идет вода, в доме горит свет, есть газ и отопление. Но ведь люди тысячи и тысячи лет жили без всего этого, технический прогресс нас очень избаловал.

К сожалению, тут очень резко чувствуется противостояние между традиционным и «нетрадиционным» исламом. Дагестан вообще наверное в какой-то мере можно назвать центром российского ваххабизма. Не говоря о силовом противостоянии (о котором можно прочитать почти каждый день в новостях), идейное противостояние тоже очень чувствуется. «Суфисты» (мусульмане — «традиционалисты», мюриды суфийского тариката) и «ваххабисты» имеют собственные мечети, свои места встреч, свой стиль одежды и поведения, так что с первого взгляда можно примерно определить – к какой группе относится встреченный человек.

«Ваххабисты»-мужчины носят укороченные брюки (правда, часто это сильно обтягивающие джинсы или спортивные штаны. Вообще местная молодежь любит спортивные костюмы – если видишь в Москве парня в спортивных штанах, то это будет, скорее всего, житель Дагестана), отращивают бороды. Девушки предпочитают темную одежду, платок, который закрывает подбородок. У «суфистов» обычно в руках четки – заблудшие, наоборот, избегают их, считая их новшеством. Мужчины-суфии обычно в тюбетейках (часто в зеленых с белой полоской посредине) – заблудшие мусульмане головы не покрывают (считая, что это не сунна, а лишь обычай арабов).

 

 

Что тоже приходится с сожалением отмечать – многими аспектами, относящимися к Сунне, здесь могут пренебрегать и даже посмеиваться над ними, из-за того, что они стали признаком заблудших. «Козлиная борода», «такие короткие штаны, что даже ногам холодно», «черные как вороны» — такими эпитетами описывают приверженцев «нетрадиционного» ислама, хотя ношение бороды и свободной  темной и широкой одежды является Сунной. Поэтому многие мужчины -«суфисты», наоборот, бреются, а женщины могут одевать обтягивающую и пеструю одежду, лишь бы не уподобляться заблудшим, хотя все это вещи весьма нежелательные. Разумеется, и речи нет о том, чтобы женщине выйти на улицу с закрытым лицом – моментально прослывешь «ваххабиткой», да еще и наживешь проблемы с правоохранительными органами.

Находясь здесь, всегда спрашиваешь себя — хотела ли бы ты жить здесь? Первая мысль – «да, конечно, хотела бы, здесь живет мой духовный наставник, здесь же столько мусульман, мечетей, медресе, можно получать религиозное образование». Но потом возникают самые разные «но». Если смотреть с точки зрения жителя немусульманского города – здесь много плюсов (которые уже перечисляла выше).

Но если помнить, что процентов 80-90 жителей Дагестана считают себя мусульманами, то будешь удивляться совсем иному. Что на улицах столько непокрытых, нескромных женщин, что мужчины часто грубы и развязны, вспыльчивы и как-то без толку хвастливы. Да, на  улицах нет пьяных (опустившихся, грязных алкоголиков, которых полно в московском метро и в переходах, видела только раз), но около дома, где мы жили, по вечерам сидела компания мужчин с бутылками пива. Почему на улицах есть реклама концертов, каких-то развлечений, сауны, продается спиртное. Почему в честь великих людей Дагестана (имама Шамиля, шейха Мухаммада Ярагского) называют улицы и ставят им памятники (что тоже не по Исламу), но живут так, что эти люди пришли бы в ярость, если бы увидели, как живут их потомки.

Вообще развязное и наглое поведение кавказской молодежи часто подвергается критике в центральной России, нам это видеть было неприятно еще и потому, что эти люди считают себя мусульманами. Еще в московском аэропорту ребята-дагестанцы грубо препирались с пожилой русской женщиной, которая просила пропустить ее вперед в очереди на регистрацию. Видеть такие вещи всегда совестно вдвойне.

Но несмотря на все эти недостатки, все они забываются, когда наступает время отъезда. Несмотря ни на что, это исламская благодатная земля. Уезжая отсюда, уже начинаешь скучать и считать дни до следующего возвращения.

 

 

Муслима (Аня) Кобулова

 

124

Последние статьи
14.07.2017
Подробнее
03.05.2017
Подробнее
06.12.2016
Подробнее
© 2013 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.