Абу Али аль-Ашари: Ответы на вопросы о получении знаний - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Абу Али аль-Ашари: Ответы на вопросы о получении знаний

Автор: Абу Али аль-Ашари

Очень много вопросов поступает насчет получения знаний — каких-то частных вопросов, куда поехать, что делать и т.д. Я в общем не отвечаю на эти вопросы, поскольку на эти вопросы нет однозначных ответов, все очень индивидуально. Плюс после того, как я выехал в сафар и увидел здесь много студентов, которые получают знания, я понял, что нет нужды делать какие-то наставления: «получайте знания» и т.п. — в том плане, что становитесь именно студентами (талибуль-ильм). Есть фардуль-айн, есть вещи, которые необходимо изучать, нужно изучать свою религию — это касается всех мусульман без различия. Но именно становиться студентами, чтобы это стало вашей основной задачей, основным занятием в вашей жизни, я бы так массово не советовал.

У меня есть пара примеров — очень печальных, когда я вижу, что люди восемь лет отучились и в итоге они поняли, что им это не очень интересно. Книги, религиозные науки — это им не очень интересно. Им интереснее делать деньги, строить какие-то схемы — как заработать, дешевле купить, дороже продать, обойти каких-то конкурентов. Им это реально интересно, это то, от чего они получают наслаждение. Это для них увлекательно. Поэтому в жизни нужно заниматься тем, что вам нравится — кому-то нравится делать дизайн для сайтов, кому-то нравится фотография, кому-то что-то еще нравится, кто-то в бизнесе себя находит. Мне кажется, человек должен заниматься тем, что ему нравится, что ему приносит удовольствие.

Это не означает, конечно, что не нужно получать знания. Плюс сейчас много вариантов этого — человек может час в день уделить этому и развиваться. Развивать разные аспекты, которые ему интересны, изучать арабский язык — если он полчаса в день будет уделять этому, будет прогресс. Поэтому оставить всё и всем массово учиться — такого (в религии) нет, такого никогда не было и никогда не будет. Я бы не советовал людям массово становиться студентами — когда это становится именно основным занятием вашей жизни. Кому это суждено, предопределено, он так или иначе к этому придет сам, он поймет, что это и есть единственное, что ему интересно в этой жизни.

Другой момент, который с этим связан — часто спрашивают насчет родителей: «Вот, мои родители против (чтобы я получал знания), можно уехать — нельзя уехать, что делать?» и т.д.

Был такой передатчик хадисов — Мухаммад ибн Башар (который известен как Бундар). Он является учителем всех авторов Кутуб-Ситта (шести самых достоверных сборников хадисов). Он очень долгое время хотел пойти учиться хадису, стать передатчиком хадисов, но у него была мать, за которой он ухаживал. И он не хотела, чтобы он оставлял ее. И порядка двадцати лет он делал ей хидмат (служил ей), и только после ее смерти он отправился получать знания. Аллах Тааля сделал так, что он стал не просто мухаддисом, но он стал учителем учителей, мухаддисом мухаддисов — таким образом, что имамы Бухари, Муслим, Тирмизи, Абу Дауд, Насаи, Ибн Маджа, — все они от него передают хадисы. Он стал учителем этих величайших мухаддисов своего времени.

По своему опыту я могу сказать, что мои родители сначала были против, чтобы я направлялся куда-то учиться, и я не ехал. То есть, между первым моментом, когда я высказал свое желание отправиться куда-то учиться, и моментом, когда они согласились, прошло порядка десяти лет. Десять лет они были против, и я не ехал. И могу сказать — альхамдулиллях, что я не ехал, поскольку в этом бывает мало бараката. Поскольку я видел примеры тому, что люди куда-то поехали, хотя родители были против: три месяца они там были, месяц в другом месте были — в общем, туризм такой получился. И в итоге люди потратили деньги, потратили время и ничего не вышло — толку никакого, знаний никаких особых тоже нет, арабский язык на каком уровне был, на таком и остался. Ну да, они мир повидали — только такой плюс.

Я бы не советовал идти против родителей — против их желания, их воли. Конечно, все индивидуально, все относительно, и здесь нет каких-то однозначных ответов, каждый решает эти вопросы для себя самостоятельно — но я делюсь тем опытом, который я видел и в отношении которого я могу что-то говорить. И эта история Мухаммада ибн Башара (рахимахуллах), думаю, она о многом говорит, и следует ее принимать во внимание.

Следует также понимать, что у родителей больше жизненного опыта, и на многие интересы своих детей они смотрят как на временное увлечение. Что детям что-то нравится, им кажется, что вся их жизнь будет с этим связана, что это и есть смысл их жизни, но они больше жили, больше понимают — что в итоге человеку это перестанет быть интересным. Тем более, таких примеров я вижу очень много — для людей это настоящая трагедия, когда они восемь лет своей жизни отдали на это. Если бы они сразу начали заниматься бизнесом, они бы больше достигли в дунье (этом мире).

Если человек зарабатывает деньги и платит закят, то он уже делает много для уммы, для мусульман, это уже важно. Этот человек не бездельник — если человек зарабатывает деньги в этой дунье, он не считается, согласно шариату, бездельником. Он делает дело, он зарабатывает халяль, он платит закят — это уже ибада (поклонение), он уже проводит время в поклонении. То есть, у нас (в религии) нет такого, что эти люди чем-то ниже (тех, кто учится), здесь нет такого, что каждый должен учиться, что это его фард, когда он должен все бросить и стать студентом, отправиться куда-то в Египет или иные страны и учиться. Нет, этого нет — у каждого человека своя жизнь, все индивидуально. Думаю, у человека все выстроится таким образом, как нужно, если у человека будет искренность и усердие, и Аллах Тааля даст каждому решение его жизненной ситуации, в которой он находится.

11113

Последние статьи
09.02.2022
Подробнее
07.02.2022
Подробнее
22.01.2022
Подробнее
© 2024 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.
Top