Кифая аль-муридин (3) - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Кифая аль-муридин (3)

Автор: Абу Али аль-Ашари

Вторая часть

Глава об иджтихаде и таклиде

В наше время силен призыв к безмазхабности, поэтому учащемуся не следует пренебрегать изучением идей следования мазхабу и таклида, даже если это относится к области усуль аль-фикх и, следовательно, не входит в категорию обязательного для всех знания (фард аль-айн). Однако бедственное положение дел подталкивает нас рассказать об этом [даже в краткой книге].

Все те, на кого возложены шариатские обязанности, (мукалляфы) по мере своей способности выносить самостоятельные суждения делятся на муджтахидов и мукаллидов.

Муджтахид — это тот, кто достиг вершин шариатских знаний во вспомогательных и основных науках и может выносить решения на основе Корана, Сунны, единогласного мнения мусульман (иджма) и суждения по аналогии (кыяс) непосредственно, без опоры на других людей. Таковы четыре имама и некоторые их ученики.

Мукаллид же — это тот, кто не достиг этой степени и вынужден обращаться к муджтахидам, а без этого он не сможет исполнить то, что для него обязательно. И ему нельзя переставать следовать за другими. Поэтому мукаллид обязан поклоняться Всевышнему Аллаху согласно мазхабу одного из имамов иджтихада: например, имама Абу Ханифы или другого имама-саляфа, о которых мы свидетельствуем, что они были праведны, достойны и глубоко знали религию.

У иджтихада есть свои степени. Мазхаб в фикхе — это не мнение одного человека, но наследие крупных ученых, которые отбирали мнения своих имамов, пересматривали их и развивали. Лишь настоящий невежда или тот, кто скрывает в сердце безбожие, откажется от этого шариатского наследия. И безмазхабность — это мост к безбожию.

В полном и структурированном виде до нас дошли только школы фикха четырех имамов из всего фикха саляфов, так что в наше время нельзя следовать никакому мазхабу, кроме известных четырех.

Примечание

Ранние ханафитские факихи не дозволяли переходить в другие мазхабы в частных вопросах, например, если ханафит, следуя шафиитскому мазхабу, объединяет в пути намазы зухр и аср. Им — ранним ученым — это представлялось поиском легких мнений, хотя отдельные поздние ученые придерживались иных позиций. Это ни в коем случае не чрезмерная и излишняя любовь к своему мазхабу, но лишь твердое следование ему.

Примечание

Мы считаем, что наш мазхаб собрал лишь верные мнения, хотя допускаем вероятность ошибки, и считаем, что другие мазхабы ошибаются, хотя допускаем, что они могут быть верны. Однако разногласия между мазхабами не описываются в терминах «истина» и «ложь», они характеризуются верностью или ошибочностью.

Примечание

Решения того, кто смешивает мазхабы, единогласно не действительны (например, если мусульманин сделал омовение, затем у него вытекла кровь из раны, а потом он коснулся жены и совершил намаз).

Глава о неукоснительном следовании Корану и Сунне

Саляфы и ранние факихи порицали любые новшества. Поздние же ученые разделили новшества на разные виды, среди которых были те, которые принимались, и те, которые отвергались.

Слово «новшество» («бид’а») имеет общее языковое значение «нечто новое», и не имеет значения, речь о повседневной жизни или поклонении. Шариатское значение слова «новшества» более узкое — это внесение в религию чего-то нового или выведение чего-то из нее после времени сподвижников, так что на это нет ни прямого, ни косвенного повеления[1] от того, кто установил Шариат, или совершение некоего действия, так что кажется, что оно установлено в религии, хотя это не так. В это узкое значение в основе не входят новые вещи повседневной жизни, но сюда относятся некоторые убеждения и ритуалы. И согласно этому определению невозможно представить «хорошее новшество».

В первую очередь, когда мы говорим о новшествах или их сторонниках, мы имеем в виду новшества в убеждениях. Часть из них — неверие (например, идеология батынитов), часть из них не достигает степени неверия. Таковы новшества ваххабитов, однако они тяжелее худших из больших грехов вплоть до убийства и прелюбодеяния. Хуже этого только неверие. И это нельзя оправдать никакой ошибкой в иджтихаде[2].

Хотя новшества в поклонении и не доходят до этой ужасной степени, они тем не менее порицаются и считаются заблуждениями[3], особенно если их считают Сунной и они вытесняют настоящую Сунну.

Правило

Лучше не совершать того, что находится между Сунной и новшеством[4].

Правило

Совершить новшество хуже, чем перестать совершать Сунну[5].

Примечание

Не дозволяется практиковать и вводить выдуманные виды поклонения или обряды, такие как намаз рагаиб, основанные на выдуманных хадисах, или на тайном знании (кашф) праведника (вали), или на его внушении (ильхам), или на снах[6].

Правило

Нельзя следовать новшеству[7].

Правило

Порицается (макрух) совершение любого дозволенного в основе (мубах) действия, если его совершают так, что простому мусульманину (амми) покажется, что это желательно (сунна) или обязательно (ваджиб)[8].

Сейчас очень многие действия в представлении обычных мусульман перешли из разряда просто дозволенных или желательных в разряд обязательных (фард или ваджиб), потому что эти действия усердно и постоянно совершают в мечетях в определенное время без комментариев и объяснений ученых. Это нежелательно, близко к запретному (макрух тахрими), потому что создается впечатление, будто у некоего действия есть особое достоинство, хотя этому нет никаких шариатских доказательств, а доводы общего характера в этом случае не подходят.

[1] Тарика аль-Мухаммадия, с. 51.

[2] Тарика аль-Мухаммадия, с. 51-52.

[3] Тарика аль-Мухаммадия, с. 52.

[4] «Хашия» Ибн Абидина (1/642).

[5] Тарика аль-Мухаммадия, с. 53.

[6] Тарика аль-Мухаммадия, с. 56-57.

[7] «Хашия» Ибн Абидина (1/47).

[8] «Хашия» Ибн Абидина (6/381).

Перевод с арабского языка книги устаза Абу Али аль-Ашари «Кифая аль-муридин ли икамати фараид ад-дин»

Перевела Малика Умм Яхья.

22703

Последние статьи
07.09.2019
Подробнее
30.08.2019
Подробнее
25.08.2019
Подробнее
© 2019 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.
Top