Автор: Абу Али аль-Ашари
***
Из общения с устазом Тимуром Башкурди пришел к выводу, что самый строгий из четырех мазхабов в области новшеств — маликитский мазхаб, затем ханафитский, а затем шафиитский и ханбалитский.
***
Многоходовочка не всегда срабатывает
Абу Абдуллах ан-Насыри упоминает, что одна знатная и богатая женщина получила тройной развод и хотела обратно вернуться к бывшему мужу, но никак не могла найти человека, который согласился бы жениться на ней, чтобы после близости получить развод, а затем вернуться к первому мужу. В итоге она нашла одного бедного студента в медресе, который после долгих уговоров согласился, но после заключения брака и близости он отказался давать развод, и она обратилась к судье за разводом на основе того, что этот студент бедный и не может ее обеспечивать, но он указал, что она была в курсе и согласилась на это, зная, что он живет на милостыню, и судья вынес решение, что брак остается в силе, а студент будет часть денег, получаемых в качестве милостыни, отдавать жене[1].
***
Устаз Саадухаджиясул Мухаммад из Батлуха (куддиса сирруху) говорил: “Если человек не боится Аллаха, то в нем не будет никогда толку”.
***
Сын устаза Хасана Хильми (куддиса сирруху) Мухаммад Ариф говорил, что на собраниях колхоза, как ни старался, не мог сосредоточиться на мыслях об Аллахе.
***
Один из муридов Ибрахима аль-Матбули без его ведома ушел в уединение для суфийских радений (хальват), и, когда до шейха аль-Матбули это дошло, он спросил его: “Если даже ты тысячу лет будешь в этом уединении, то разве сможешь прийти к людям хотя бы с одной мудростью, подобной хадису у Бухари и Муслима?” Он ответил: “Нет”[2].
***
Амр ибн Маадикариб после описания потерянных друзей в боях сказал:
ذهب الذين أُحبُّهُمْ
وبَقِيتُ مِثْلَ السيفِ فَرْدا
Ушли те, кого я любил,
И я остался один, как меч.
***
Ибн аль-Маджишун сказал: “Видеть Мухаммада ибн аль-Мункадира помогает моей религии”[3].
***
Устаз Мухаммад Мухаммад Абу Муса (хафизахуллах) говорит, что вершина баляга — это когда поэт опускает некоторые детали и слова, а читатель эстетически их переживает сам, продолжая образ и мысль поэта, и таким образом получается эстетическая сопричастность.
Устаз Саадухаджиясул Мухаммад из Батлуха (куддиса сирруху) говорил, что каждый раз, когда закрывает глаза, видит Мухаммада Арифа (куддиса сирруху).
Это выше слов и смыслов.
***
Имам аш-Шатыби пишет: “Если в каком-то научном вопросе нет пользы ни для практики, ни для сердца, то это вхождение в область, доказательств в Шариате о желательности погружения в которую нет”[4].
***
Поститься в день сомнения как за Рамадан — макрух тахрими, как за другой ваджиб — танзихи, а если как нафль и это совпало с вирдом, то желательно для всех, а если нет, то только для тех, кто разобрался в вопросе[5].
[1] Ар-Рихля ан-Насырия аль-Кубра, 1/170.
[2] Аль-Минан аль-Кубра, с. 530.
[3] Сияр, 5/360.
[4] Аль-Мувафакат, 1/90.
[5] Умдат ар-риая, 2/500.