Автор: Абу Али аль-Ашари
***
Шейх Абу Абдуллах ан-Насыри упоминает, что большинство его современников, которые углубленно занимаются наукой хадис, то есть науками о передатчиках и изъянах (иляль), — это ханафиты, несмотря на то что в урфе ученых ахлю-хадис — это шафииты[1].
***
У Джунейда однажды спросили: “Кто лучше: ты или собака?” Он ответил: “Это тайна, и никто это не знает, кроме Аллаха. И если я попаду в Ад, то я хуже собаки, а если в Рай, то лучше”[2].
***
Ашарит говорит: “Был Аллах, и не было пространства и времени, и сейчас Аллах существует так же — вне пространства и времени”.
Вуджудит говорит: “Был Аллах, и не было ничего, и Аллах сейчас так же существует”.
***
Имам аш-Шаарани (куддиса сирруху) пишет, что одной из милостей Аллаха к нему была неприязнь к современным ему муридам, которым он даже дверь не открывал, если они стучались к нему, потому что они всех раздражали, постоянно нахваливая другим своих шейхов[3].
***
Амр ибн Кульсум, описывая свою печаль и боль, говорит:
فَما وجدتْ كوَجْدي أُمُّ سَقْبٍ
أَضَلَّتْهُ فرجَّعتِ الحَنينا
ولا شَمْطاءُ لم يتركْ شقاها
لها من تسعةٍ إلا جنينا
Не страдала верблюдица, как я страдаю,
Потеряв верблюжонка и зовя его,
И пожилая женщина, которой горе оставило
Из девятерых детей только похороненных.
***
Шейх Шамсуддин аль-Лякани аль-Малики сказал:
“Если бы Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) увидел этих васвасчиков, то они вызвали бы его гнев, а если бы их увидел Умар ибн аль-Хаттаб, то ударил бы их, а если бы их встретил кто-то из сподвижников или табиинов, то они отнесли бы их действия к новшествам”[4].
***
Тавус сказал: “Поклонение юноши не станет завершенным, пока он не женится”[5].
И Тавус сказал Ибрахиму ибн Майсара: “Женись, или я тебе скажу то, что Умар ибн аль-Хаттаб сказал Абу аз-Заваиду: “Тебе не дает жениться либо неспособность, либо греховность””[6].
***
Причину запретности в вопросе قفيز الطحان имам аль-Маргинани объясняет отсутствием того, чем будет оплачиваться труд в момент договора[7].
[1] Ар-Рихля ан-Насырия аль-Кубра, 2/762.
[2] Аль-Минан аль-кубра, с. 591.
[3] Аль-Минан аль-кубра, с. 628.
[4] Аль-Минан аль-кубра, с. 666.
[5] Сияр, 5/42.
[6] Сияр, 5/48.
[7] Аль-Хидая, 3/459.