Автор: Абу Али аль-Ашари
***
Ибрахим ибн Адхам сказал: “Свобода — это уйти из этого мира, до того как уйти”[1].
***
Убейдуллах аль-Ахрар (куддиса сирруху) рассказывал, что один из суфийских шейхов со своими муридами проезжал через земли рафидитов, и когда те увидели шейха и его учеников, то подошли к ним и начали ругать Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). И некоторые ученики хотели их прогнать, на что шейх сказал: “Оставьте их. Они же проклинают не настоящего Абу Бакра, а выдуманного Абу Бакра, того, кто узурпировал власть и враждовал с ахлю бейт, а это не наш Абу Бакр, не тот, в кого мы верим и кого любим”.
И когда рафидиты услышали эти слова, то оторопели, а затем покаялись[2].
***
Два тезиса
Прочитал в одной суфийской книге[3] на одной странице: “Отрицать, что суфийский тарикат был во времена сподвижников, — это неверие, и шейхи тариката устанавливают вирды согласно требованиям времени”.
***
Хваджа Якуб аль-Кархи, ученик и маъзун Шаха Накшубанда (куддиса сирруху), рассказывает, что у него в городе Термез был спор с одним суфием, который, в представлении Хваджа Якуба, проявлял крайность, заявляя, что следовать суфийскому шейху — это обязанность каждого. И Хваджа Якуб привел ему аят:
الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي
“Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца”[4].
И потом он сказал, что поэтому достаточно следовать указаниям Корана и Сунны, не следуя шейху.
Затем Хваджа Якуб рассказал об этом инциденте Шаху Накшубанду (куддиса сирруху), и тот подтвердил его правоту[5].
***
Непонятно
Убейдуллах аль-Ахрар (куддиса сирруху) сказал: “Если предположить, что я прожил бы 500 лет и все это время потратил бы на истигфар за грех, то этого было бы недостаточно, и этот грех — это брак”[6].
И еще он сказал: “Все шариатские науки сводятся к тафсиру, хадису и фикху, а они все в свою очередь — к суфизму, а суфизм — это изучение бытийности, и существует только одна бытийность (вуджуд вахид)”[7].
***
Маймун ибн Михран сказал: “Кто грешил тайно, тот пусть кается тайно, а кто грешил публично, тот пусть кается публично. Люди попрекают и не прощают, а Аллах прощает и не попрекает”[8].
***
Если А купил у Б автомобиль за 1000 в долг, а затем А продает Б эту же машину за 500 наличными, то так делать нельзя и будет риба. А если А купит у Б автомобиль за холодильник, который стоит 1000, а затем А продаст Б холодильник за 500, то это будет дозволено[9].
[1] Аль-Мутамимат, с. 272.
[2] Рашахат, с. 352.
[3] Аль-Мутамимат, с. 264.
[4] Коран, 5:3.
[5] Рашахат, с. 336.
[6] Рашахат, с. 344.
[7] Рашахат, с. 350.
[8] Сияр, 5/75.
[9] Аль-Хидая, 3/14.