Автор: Абу Али аль-Ашари
***
Устаз Абдуc-Cалям Харун пишет, что у ранних ученых не было четкой структуры построения книги, но была способность передавать легко сложные темы[1].
Если брать книги поздних ученых, то большая часть текста, особенно в толкованиях и суперкомментариях, посвящена выстраиванию логики повествования: почему сначала идет раздел об очищении, а потом раздел о намазе, или почему в разделе об омовении сначала идет глава об омовении или о видах воды.
Ранние ученые считали такую дотошную детализацию избыточной.
***
У Хасана аль-Басри спросили:
— Кто такой лицемер?
И он ответил:
— Человек, который описывает Ислам, но его не практикует[2].
***
Имам аль-Газали: «Борода отличает мужчину от женщины»[3].
***
Чтение рождает чтение
Новые книги, о которых узнал: «Мухтасар аз-Захир» аз-Заджаджи (краткое изложение книги «Аз-Захир» Ибн аль-Анбари), «Захира аль-хуффаз» аль-Макдиси (расставил хадисы из «Аль-Камиля» Ибн Аддий в алфавитном порядке), «Сорок хадисов» Садруддина аль-Бакри.
***
Ого
Аль-Кади Абу Саид Бишр аш-Ширази — мутализит-захирит. И такое бывает[4].
***
Ученик имама аль-Ашари, Абуль-Хасан аль-Бахили, вначале был шиитом-имамитом, а после дискуссий с имамом аль-Ашари стал суннитом[5].
***
В новом издании «Табиин аль-казиб аль-муфтари» в примечании о передатчике Абу Бакре Мухаммаде ибн Абдуллахе аш-Шафии передаются слова имама ад-Даракутни о нем: جبلي, — то есть «горный». Я спросил нашего учителя, муфтия Мухаммада Исхака Бана, что это значит, и он сказал, что это ошибка и там должно быть جبل, то есть «гора», и это слово имам ад-Даракутни часто использует, и шейх Абу Гудда собрал ряд примеров этому в «Раф ва такмиль».
***
Выполнение обязательных (фард) намазов в джамаате — это сунна айния, а чтение таравиха — это сунна кифая[6].
[1]«Амали» аз-Заджади (с. 16).
[2]Аль-Итхаф, 2/430.
[3]Аль-Итхаф, 2/680.
[4]Табиин аль-казиб аль-муфтари, с. 264.
[5]Табиин аль-казиб аль-муфтари, с. 278.
[6]«Хашия» ат-Тахтави (с. 232).