Автор: Абу Али аль-Ашари
***
Покаяние — это суть Ислама[1].
***
Ибн Каййим считает примером большого лицемерия, то есть куфром, поздних ученых, которые говорят, чтомазхаб халяф ахкам, а также тех, кто оставляет тексты Корана и Сунны в пользу таклида.
Иными словами, в его представлении все эти ученые не верят в Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах и да приветствует), а позиционируют себя как мусульмане, лишь чтобы обмануть обычных мусульман[2].
Например, он описывает их так: «Они отвели Корану и Сунне такое же положение, которое сейчас занимает халиф: на бумаге у него есть власть, и его имя упоминают на минбаре, но решения принимают другие».
Или вот так: «У каждого из них два лица: одно лицо он показывает мусульманам, а другое лицо — своим братьям-безбожникам».
Или вот так: «Они отошли от Корана и Сунны, издеваясь над учеными Корана и Сунны и принижая их, и отказались подчиниться решениям Корана и Сунны, довольствуясь своим знанием, которое принесет лишь самодовольство».
Ненависть Ибн Каййима к этой умме напоминает ненависть рафидитов: первый рассказывает про могильных опустошителей, которые хуже нашествия монголов и которые ненавидят саляфов, а вторые — про насибитов, которые убили Фатиму.
***
Что касается выражения «мазхаб халяф ахкам», то я бы это объяснил так, что мазхаб халяфов можно понять достаточно точно, а некоторые высказывания саляфов трудно понять до конца. Например, некоторые саляфы говорили, что мнение о сотворенности чтения Корана рабом — это джахимизм, а о несотворенности — новшество. А почему тогда утверждение, что Коран не сотворен, — это не новшество?
***
Доктор Хамза аль-Бакри — матуридит-шафиит.
***
Ибн Абидин указывает, что слова «согласно мнению ханафитов, сивак — для омовения, а не намаза» означают, что если человек использует сивак в омовении, то за все намазы с этим омовением будет обещанная награда за намаз с сиваком, но это не означает, что нежелательно перед намазом отдельно использовать сивак, а объяснение, что из-за сивака десны могут кровоточить, он считает несостоятельным[3].
[1]Мадаридж ас-саликин, с. 221.
[2]Мадаридж ас-саликин, с. 249-257.
[3]«Хашия» Ибн Абидина (1/377-8).