Автор: Абу Али аль-Ашари
***
Зун-нун аль-Мисри сказал: “Пока в сердце человека есть страх, он находится на пути приближения к Аллаху, а как только страх уходит, он сбивается с пути”[1].
***
Аль-Хатим аль-Асамм сказал: “Не обманывайся тем, что ты в благом месте, потому что нет места более благого, чем Рай, но с Адамом (мир ему) случилось там, что случилось. Не обманывайся поклонением, потому что с Иблисом случилось то, что случилось, после долгого поклонения. Не обманывайся знанием, потому что с Бальамом ибн Баура случилось то, что случилось, хотя он знал великое имя Аллаха (аль-исм аль-азам). Не обманывайся встречей с праведниками и лицезрением их, потому что нет большего праведника, чем Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует), но лицемерам не принесло никакой пользы то, что они видели его”[2].
***
Ибн Каййим говорит: “Многие идущие по пути приближения к Аллаху (салик), когда у них случается видение или духовное вкушение (заук), сбрасывают знание и следуют своему состоянию. И таково большинство саликов, но это положение тех, кто отклонился от правильного пути и отдаляет от пути Аллаха. Именно поэтому шейхи истикамата всегда завещали знание и безукоризненное следование ему”[3].
***
Шейхи истикамата — отличный термин. Для меня среди суфиев это — в первую очередь — два Ахмада: Ахмад Заррук и Ахмад Фарук.
***
Практически любая фитна начинается с лозунгов о чистом манхадже.
***
Шейх Хазим Киляни: одна из основных причин плачевного положения мусульман в наши дни — это большое количество рожденных в запретных отношениях, которые остаются таковыми из-за фетв некоторых муфтиев; некоторые муфтии три развода считают как один, пытаясь сохранить брак, или ищут лазейки, для того чтобы явные слова развода трактовать как слова с переносным значением. Разрушить семью или оставить людей в грехе? Конечно, разрушить семью.
***
Ибн Каййим пишет: “Удивительно положение аскетов, которые обратились к духовным практикам и упражнениям для борьбы с пороками и своим нафсом, но их итоговое состояние оказалось хуже, чем у обычных грешников, потому что последние не идут против текстов Откровения, не отрицают разделы знания и не делают свои страсти религией и поклонением”[4].
***
Ибн Каййим, описывая скромность своего учителя, Ибн Таймиййи, говорит: “Когда его хвалили в лицо, он говорил: “Клянусь Аллахом, я до сих пор постоянно обновляю свой Ислам. Я все еще нормально не принял Ислам””[5].
Может, поэтому они и к чужому Исламу так же относились?
***
Наш учитель, муфтий Хусейн Кадодия, упоминал на уроках, что чтение расаиль Ибн Абидина дает лучшее представление о его широте знаний, чем его хашия.
***
Хафиз аз-Забиди указывает, что украшение мечетей — это одно из самых серьезных новшеств, потому что это причина, по которой люди отвлекаются во время чтения намаза[6].
[1] Мадаридж, с. 364.
[2] Мадаридж, с. 364.
[3] Мадаридж, с. 339.
[4] Мадаридж, с. 351.
[5] Мадаридж, с. 372.
[6] Аль-Итхаф, 3/301.