Автор: Абу Али аль-Ашари
***
Ибн Каййим пишет: “Ничто не может принести столько благ обоих миров, как адаб, и ничто их не лишает, как его отсутствие”[1].
***
Ибн Каййим указывает, что джахимиты, а в его представлении это и ашариты, хуже мушриков, потому что джахимиты — это атеисты, а язычники признают Аллаха и Его атрибуты, но просто поклоняются кому-то еще[2].
Имам ан-Навави хуже Абу Ляхаба?
***
Ибн Каййим пишет: «Лучше Аллаха встретить со всеми грехами вообще, кроме многобожия, чем в этом состоянии»[3].
Что за такое состояние он имеет в виду? Например, когда человек вместо следования хадису напрямую следует мазхабу. Убивать и совершать прелюбодеяние — меньший грех, чем быть ханафитом? А какой хукм тех, кто обучает этому таклиду и пишет книги по фикху? Еще хуже?
Дальше он описывает свой диалог с одним таклидчиком. Ибн Каййим спрашивает его:
“Если бы сейчас Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) был жив, то можно было бы отказаться от следования ему, а вместо этого следовать мнениям других людей?” Он ответил: “Нет, необходимо было бы следовать только за ним”. И Ибн Каййим говорит: “А что изменилось? Кто-то отменил его Сунну?”
***
После постоянного чтения ваххабитских изданий книг саляфов по акыде, в которых те или иные формулировки авторов издатель-ваххабит оспаривает словами Ибн Таймиййи, появилось ощущение, что им мозги, должно быть, заморочила идея тасальсуля Ибн Таймиййи: если прошлое все еще продолжается, то, наверное, их критика прошлого из будущего — это почти корректировка современника.
***
Одна из особенностей Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) — это его способность видеть в намазе то, что происходит сзади. И Ибн Хаджар отмечает, что это довод на то, что нахождение напротив чего-то — не условие того, чтобы это увидеть: увидеть можно и без этого[4].
***
كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَأْتِي دَارَ قَوْمٍ مِنَ الْأَنْصَارِ وَدُونَهُمْ دُورٌ لَا يَأْتِيهَا، فَشَقَّ ذَلِكَ عَلَيْهِمْ، فَقَالُوا: يَا رَسُولَ اللَّهِ تَأْتِي دَارَ فُلَانٍ وَلَا تَأْتِي دَارَنَا، فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «إِنَّ فِي دَارِكُمْ كَلْبًا» ، قَالُوا إِنَّ فِي دَارِهِمْ سِنَّوْرًا، فَقَالَ: النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «السِّنَّوْرُ سَبُعٌ
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) посещал дома ансаров, кроме одного дома. И они стали переживать из-за этого и сказали: “О Посланник Аллаха, ты приходишь к таким-то и таким-то, но не приходишь к нам”. И он сказал: “У вас собака”. Тогда они сказали: “Но у них же кошка”. На это Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) ответил: «Кошка — это хищник»[5].
[1] Мадаридж ас-саликин, с. 656.
[2] Мадаридж ас-саликин, с. 664.
[3] Мадаридж ас-саликин, с. 654.
[4] Фатх аль-Бари, 2/314.
[5] Аль-Мустадрак, №649.