Автор: Абу Али аль-Ашари
***
Устаз Мухаммад Мухаммад Абу Муса: “Твоя близость к мусхафу — это твоя близость к спасению”.
***
Шейх Хазим аль-Киляни: во время преподавания книги открывается понимание, которое редко дается при самостоятельном размышлении и чтении.
Наш учитель, муфтий Ибрахим Десаи, часто говорил о том, сколько всего ему открывалось при преподавании “Сахиха” аль-Бухари.
***
Имам Усман ибн Абу Шайба говорил, что придут времена, когда мухаддис будет стучать в дверь людей и предлагать передавать им хадис, но люди будут отказываться[1].
Шейх Абдур-Раззак Абу аль-Басаль упоминал на уроке, что у имама Ибн Малика почти не было учеников и он выходил во двор и звал к себе учеников, но их почти не было, однако среди них был имам ан-Навави.
***
Одна из проблем с ваххабитами заключается в том, что мы считаем, что разум — это инструмент познания текста Откровения, а они считают, что разум — это производная текста Откровения: конкретный логический довод в Коране — это довод, потому что он в Коране, но из этого довода не вытекает, что логический довод — это довод.
***
Нашел у имама ат-Тафтазани[2] то, что ощущал, но не мог сформулировать: сторонники тафвида говорят, что мы не можем ЗНАТЬ, какой смысл у муташабихат, а сторонники таавиля говорят, что мы ПРЕДПОЛАГАЕМ, что смысл такой-то и такой-то, не утверждая это. И поэтому сущностного разногласия нет.
***
Психология сект
Чем более идиотские вещи внушают лидеры тоталитарных сект своим последователям, тем фанатичнее бывает их убежденность: одни рассказывают, что вся умма впала в многобожие; другие — что любые книги, которые противоречат взглядам шейха, искажены; кто-то вообще утверждает, что его шейх может любую книгу по Шариату восстановить. И это лишь усиливает их убежденность.
***
Лучшее определение фикха — облегчение от достойного доверия. Запретить может каждый, а дозволение от не достойного доверия ничего не стоит.
***
Из диалога с устазом Абдуль-Джаббаром:
Я:
— Когда Махмуда Шакира кто-то сильно раздражает, то его язык начинает просто расцветать.
Он:
— И аль-Кавсари тоже.
***
Манхадж
Три преграды для научности исследования: беспечность, фанатизм, поспешность.
[1] Аль-Джами аль-Хатыб, с. 255.
[2] Тальвих, 1/281-3.