Хаватыр ва навадир (35) - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Хаватыр ва навадир (35)

Автор: Абу Али аль-Ашари

Тридцать четвертая часть

***

Когда бунтовщики захватили Медину и Усман находился в осаде, то к нему пришли с вопросом, можно ли читать намаз за имамом этих бунтовщиков. И он ответил: «Намаз — это лучшее, что может делать человек. Если они делают что-то хорошее, то делай вместе с ними, а если что-то плохое, то отстраняйся»[1].

***

Шейх Абдуллах аль-Абдуллах (мухаккык «Аль-Каляид») привел определение разумного (акыль) от ханбалитского факиха аль-Хаджави: человек, способный отличить обязательное с точки зрения разума от невозможного и допустимого.

***

Одна из больших заслуг Ибн Таймиййи — в том, что, смотря на него, ашариты и ханбалиты могут понять, что между ними не такая уж и большая разница. Может, в этом мудрость Аллаха относительно фитны от этого человека?

***

Наше время — это время преувеличений. Если какой-то современный ученый углубился в грамматику, то его начинают называть «Сибавейхом наших дней». Почему сразу Сибавейх-то? Можно же «Ибн Хишам наших дней» или «Ибн Малик наших дней»… И обычно про этих Сибавейхов никто, кроме их учеников, не слышал.

***

Если бы имаму аш-Ширази в «Аль-Люма’» открылось в процессе освещения какой-нибудь темы, что позиция ханафитов в усуле в чем-то сильнее, то стал бы он отказываться от позиции шафиитов в вопросе, который основан на этом? Нет. А если бы Садру аш-Шариа открылось, что в каком-то вопросе усуля позиция шафиитов в чем-то сильнее, то стал бы он отказываться от позиции ханафитов, которая основана на этом? Нет.

Из слабости правила в усуле не вытекает ложность фетвы муджтахида, потому что мы лишь предполагаем, что его фетва основана на этом правиле. Это подобно тому как из слабости хадиса не вытекает слабость фетвы муджтахида, потому что мы только предполагаем, что он свое решение основывал на таком-то хадисе.

Таким образом, усуль аль-фикх и мусталах — это инструмент познания смысл слов имамов иджтихада, а не инструмент пересмотра их решений.

Понимание слов имамов — это наш предел.

***

Чтение рождает чтение

«Макталь Усман» Умара ибн Шабба, «Назм аль-Джами аль-Кабир имама Мухаммада», сделанный Ахмадом ибн Абу аль-Муъайядом ан-Насафи.

***

الفروق

Одна из разниц между мискином и факиром — в том, что мискин может просить милостыню, а факир — нет, хотя оба могут получать закят[2].

Разница между бедняком и путником, у которого есть нисаб на родине, но нет доступа к нему, — в том, что бедняк может брать закят больше, чем то, в чем он нуждается, а путник — нет. Если путник доберется домой и у него будет доступ к своим средствам, а часть закята останется на руках, то он должен отдать эти деньги как милостыню[3].

***

Человек не может выплачивать закят своему незаконнорожденному ребенку[4].

Тридцать шестая часть

[1] Аль-Бухари, №695.

[2] Ибн Абидин, 6/73.

[3] Ибн Абидин, 6/87.

[4] Ибн Абидин, 6/95.

10209

Последние статьи
30.03.2020
Подробнее
22.03.2020
Подробнее
21.03.2020
Подробнее
© 2020 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.
Top