Автор: Абу Али аль-Ашари
***
المأفون: المتمدّح بما ليس عنده
***
Двойной маджаз: «Их грудь наполнена знанием». Под грудью имеется в виду сердце, а под сердцем — не орган, а ум и мозг.
***
Шейх Ахмад Маабад много лет готовит к изданию «Тахзиб ат-тахзиб» Ибн Хаджара. Пусть Аллах дарует ему тауфик завершить эту работу.
***
Наши ученые закрыли все двери для оправдания безделья в учебе: если скажешь, что слишком длинные книги, они сделали мухтасары; а если скажешь, что мухтасары — краткие и непонятные, то они написали толкования; а если и они сложны, то к ним есть суперкомментарии; а если слова сложные, то есть специальные словари; а если тяжело понимать стихотворные примеры по грамматике, то есть отдельные книги с их толкованиями; а если сомневаешься в достоверности хадисов, то написаны тахриджи; а если не знаешь имена упоминаемых ученых, то есть табакаты с биографиями.
***
Шейх Мухаммад Аввама об имаме аз-Захаби: «Достаточно для его величия, что его ошибки можно посчитать».
***
Спор для невежды — это способ обучения[1].
***
Аль-Асмаи о ком-то: «Он запоминал не то, что слышал, затем записывал не то, что запомнил, а потом читал не то, что записал»[2].
***
Не стоит спешить с вопросом. Ему нужно дать настояться, и часто бывает, что ответ сам приходит во время размышлений, либо понимаешь ошибку, которая дала неверное понимание, которое привело к этому вопросу.
***
Из арабских пословиц: «Чтобы тебя боялись, лучше для тебя, чем чтобы тебя жалели»[3].
***
Поэт сказал[4]:
ومَنْ يتّخذْ خيماً سوى خِيم نفسه
يدَعْهُ ويغلبْهُ على النفس خيمُها
Кто будет проявлять несвойственные ему качества, того они оставят, и он вернется к своим качествам.
***
Икрима сказал: «Кто уснет в омовении и помянув Аллаха, для того постель будет мечетью, пока он не встанет»[5].
***
Фахруддин Кабава: «Многие претензии Ибн Хишама к своему учителю Абу Хайяну необоснованны»[6].
***
Мне кажется, что ваххабиты больше поняли об акыде Ибн Таймиййи из книг шейха Фуды, чем из книг своих шейхов.
***
Муфтий Бана часто говорил о важности чтения 8-й и 9-й главы из «Хадью ас-Сари» Ибн Хаджара. Услышал, как шейх Ахмад Маабад посоветовал тоже читать эти главы.
[1] Аль-Икд аль-фарид, 2/197.
[2] Аль-Икд аль-фарид, 2/201.
[3] Аль-Камиль, 1/87.
[4] Аль-Камиль, 1/88.
[5] «Мусаннаф» Ибн Абу Шейба (2/73).
[6] Мугни лябиб, с. 73.