Автор: Абу Али аль-Ашари
***
Модернизм: религия как источник вдохновения, а не руководство к действию.
***
Ненависть часто привносит в людей качества тех, кого они ненавидят. Так хабашиты превратились в таких же такфиристов, как и ваххабиты.
***
Мухаддисы — это люди с самым сильным критическим мышлением в нашей умме.
***
Секта: упорное отрицание того, что вывод был сделан преждевременно.
***
Секта: когда лечение хуже болезни.
***
Один из самых бесполезных советов, который я получал, — это «пройти из каждого мазхаба хотя бы по одному тексту». В голове ничего не остается, кроме раздела о нарушении омовения или фардов омовения. А когда пытаешься запомнить детали, мазхабы в голове смешиваются. И в итоге надо ждать какое-то время, чтобы все это забылось и нюансы своего мазхаба не смешивались с деталями других мазхабов.
***
الدين نصيحة
Один из важнейших советов, который дал мне устаз Тимур аль-Башкурди, — обращать внимание на маргиналии шейха аль-Ислам ат-Аттара. Я ожидал скучное повторение одного и того же, как у многих его современников. А оказалось, что это человек, который в каждой науке может обращаться к первоисточникам, проверять точность цитирования, а главное — он знаком с интеллектуальной традицией суннитов Хиндустана в рациональных науках, что для арабов большая редкость. Но самое удивительное: он признал их превосходство в этой области. Обычно ученые редко могут выйти за парадигму «у нас самый чистый Ислам».
***
Вахдат ат-турас
Постановка задачи: уметь отличить откровение от наследия. Первое — исповедовать, а второе — уважать.
***
Я никогда не встречал критики в адрес имама аш-Шаарани от суннитских ученых. Даже шейхи Деобанда, которые запрещали истигасу и считали, что в поклонении могут быть только дурные новшества, упоминают его только в положительном ключе.
***
Семейный диагноз: если все плохо, то лучше не будет.
***
Имам Абу Ханифа считал, что насильственно принуждать к чему-либо может только правитель. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад уже считали, что не только правитель. Ученые мазхаба это объясняют изменением времени. Это лучше всего иллюстрирует, как власть потеряла монополию на насилие вследствие революции Аббасидов против Омейядов.