Автор: Абу Али аль-Ашари
***
Имам аш-Шаарани (куддиса сирруху) пишет, что никогда не спешил выносить решения о чьих-то словах, пока не удостоверится, что именно человек сказал. Так, во время имама случился скандал с шейхом Абдуль-Маджидом ас-Самули, от которого передали запрет добавлять в салават Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует) словосочетание «лучшее творение». После этого в его адрес посыпались такфир, опровержения и оскорбления. Имам аш-Шаарани (куддиса сирруху) написал ему письмо с просьбой объяснить его слова, и тот ответил: «Меня спросили: “Какой салават лучше: который передается из Сунны Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) или в котором больше восхваления?” И я ответил, что лучше читать салават, который передается из Сунны, и лучше ограничиваться тем, что передается из Сунны»[1].
***
Устаз Саадухаджиясул Мухаммад (куддиса сирруху) говорил: “Человек лишается разума либо из-за сильного горя, либо из-за сильной радости, либо из-за сильной любви”.
И он говорил: “Если верующий помнит о смерти, то он не может радоваться”.
Еще он говорил: “Самое подлое в человеке — это его гнев”.
Когда устаз Саадухаджиясул Мухаммад (куддиса сирруху) навещал свою дочку в больнице, то первым вопросом, который он задал своей больной дочке, был: “Что у тебя с намазом?”
Она ответила:
— Я его совершаю.
Затем он спросил:
— А где кибла?
Она показала.
Потом он спросил:
— На чем молишься?
Она показала свой коврик.
Потом он спросил:
— Как встаешь на утренний намаз?
Она показала на будильник на тумбочке.
И только после этого он спросил про ее здоровье и про то, какие лекарства ей прописали.
***
Поэт, который увидел разоренный Багдад после нашествия монголов, сказал:
وَسَأَلْتُها لكنْ بِغَيْرِ تكلُّمِ
فتكلمتْ لكن بِغَيْرِ لِسانِ
Я спросил ее, но без слов.
А она заговорила, но без языка.
***
Одно из частых наставлений нашего учителя муфтия Баны: могут быть каникулы в учебе, но не бывает каникул в выполнении повелений Аллаха.
***
Жизнь мысли
Иногда некоторые идеи врезаются в память, а потом годами живут и развиваются уже в твоем сознании, осмысляясь. Одна из таких — слова шейха Саида Фуды (хафизахуллах): «Знание воспитывает». Мне в свое время эта идея показалась поверхностной, а теперь кажется одной из самых важных.
И на полях этой мысли можно записать слова имама аш-Шатыби: «Усердие в получении знания, постепенность в нем (тафаккух) и отсутствие ограничения малым его количеством приведут к его практике»[2].
***
Награда за слушание чтения Корана больше, чем за само чтение[3].
[1] Аль-Минан, с. 385.
[2] Аль-Мувафакат, 1/126.
[3] Умдат завиль-басаир, 2/423.