Безопасность (2) Отношение Ислама к безопасности человека - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Безопасность (2) Отношение Ислама к безопасности человека

Автор: Эльвира Садрутдинова

ARTICLE_FILE_INTEGRATION_KEY

Разберем отношение ислама к безопасности человека.

1. Ислам запрещает любые агрессивные проявления против невинных людей

Ислам не разрешает проявлять агрессию по отношению к невинным людям, будь она направлена против жизни, собственности или чести. Это правило обязательно для всех, независимо от занимаемой должности и социального статуса. Поскольку в Исламе государственный деятель (правитель, халиф) должен руководствоваться шариатом, он обязан соблюдать запрет нарушать права человека, лишать кого-либо жизни, собственности, чести и т. д. без законных оснований.

Во время своего прощального паломничества Пророк, благословит его Аллах и приветствует, объявил о том, что жизнь, собственность и честь человека должны оставаться неприкосновенными до Судного Дня. Это правило не ограничивается лишь мусульманами. Здесь речь идет обо всех людях. Даже в случае войны Ислам запрещает убивать тех, кто не участвует в сражениях, например, женщин, детей, стариков и монахов, посвятивших себя религии.

Это не должно вызывать никакого удивления, поскольку Ислам – религия, запрещающая агрессию даже по отношению к животным.

Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, передавал слова Пророка, благословил его Аллах о том, что одна женщина попала в Ад лишь по той причине, что не кормила кошку и не позволяла ей самой искать пропитание (передано аль-Бухари). Если исламское учение придерживается такого строгого подхода, даже когда речь идет о животных, то что говорить о наказании, ожидающем человека, совершившего акт насилия, пыток или терроризма!

2. Строго индивидуальная ответственность за содеянное

По Исламу, каждый человек отвечает исключительно за свои собственные поступки, а не за поступки других. Отсюда следует, что никто не должен нести на себе последствия ошибок, совершенных другим человеком, пусть даже его родственником. Об этом говорится в благородном Коране:

«Разве ему не сообщено то, что в свитках Мусы и Ибрахима, который был верен: что не понесет душа ношу за другую душу» (53:36–38).

Преступник должен быть наказан, но те, кто не имеет отношения к совершению преступлений, не могут быть объектом возмездия.

Убийство невиновного считается в Исламе одним из самых тяжких грехов. Вспомним аят Корана, гласящий: «…кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех» (5:32).

3. Цель не оправдывает средств

В Исламе нет места концепции «цель оправдывает средства». Считается недопустимым стремиться к добру, совершая злодеяния. Для достижения любой, даже самой высокой цели допустимы и разрешены только средства, установленные шариатом. Поэтому терроризм, жертвами которого становятся невинные люди, по определению не может быть разрешенным для мусульманина средством даже для справедливой цели.

Даже при необходимости вести оборонительную войну от агрессора мусульмане должны быть справедливыми в отношении тех, кто непричастен к агрессии.  Абу-Бакр, первый халиф Пророка, мир с ним и благословение Аллаха, напутствовал армию, возглавляемую Кутейбой, такими словами: «Не издевайтесь и не уродуйте тел ваших врагов после того, как вы уже убили их. Не убивайте детей и стариков, которые не могут сражаться. Не трогайте женщин, не уничтожайте посевов, не поджигайте домов, не рубите плодовых деревьев. Забивайте животных ровно столько, сколько необходимо для вашего пропитания. На своем пути вы можете встретить людей, которые посвятили жизнь свою служению в монастырях и церквях. Оставьте их, и пусть они занимаются тем, ради чего они отреклись от мира».

Аят «Нет принуждения в религии» (2:256) – однозначно говорит, что запрещается всякая попытка насильственного обращения; это исключает требования к побежденному противнику принять Ислам.

Кроме того говорится: «Призывай к пути Господа своего с мудростью и хорошим увещеванием. И спорь с ними [с безбожниками и многобожниками] наилучшим образом» (Коран 16:125).

Разве здесь допускается возможность принуждения к вере? Затем Коран провозглашает: «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте – поистине, Аллах не любит преступающих!» (2:190).

Не преступайте – значит не нарушайте Закон Аллаха и мирный договор, который вы именем Аллаха подписываете. Подобная заповедь дана и в суре 4:91. В

Вернемся к аяту о мерзости убийства невинного: Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): “По этой причине предписали Мы сынам Исра’ила: кто убил кого-либо не ради [законного] воздаяния (наказания) или не за нечестия, творимые на Земле, тот как будто бы убил всех людей” (сура 5, аят 32).

Ибн Аббас разъяснил смысл данного аята следующим образом:

«Убийство человека (то есть мужчину или женщину), которое запретил Аллах, подобно убийству всех людей» (см.: «Тафсир Ибн Касир», т. 1, стр. 509»).

Что же касается обидных слов, брошенных в сторону мусульман, то и на это есть благородное руководство для мусульман: Всевышний Аллах сказал в Коране:

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха» (Коран 33:70-71).

Обратите внимание на то, как призыв говорить праведные слова поставлен в один ряд с призывом к богобоязненности. Это неслучайно, ведь от богобоязненных исходит добро, душевная теплота, люди чувствуют себя в безопасности рядом с ними. Те же, кто не обладает богобоязненностью, не внушают доверия, от них исходит вред. Иногда случается так, что словом или делом мы невольно обижаем людей.

Абу Хурайра сообщил, что Ибн Аббас сказал: «В Судный День человек не будет чувствовать большую ярость или возмущение на какой-либо участок своего тела больше, чем то, что он почувствует к своему языку, если только он не использовал его для высказывания или побуждения к добру».

Передано в Аль-Муснаде, со слов Анаса, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Вера раба не установлена прямо, пока не установлено прямо его сердце, и его сердце не установлено прямо, пока не установлен прямо его язык». Это высказывание показывает, что Пророк (мир ему и благословение) сделал очищение сердца условием очищения веры, а очищение языка — условием очищения сердца.

Также говорится в Благородном Коране: «Во многих речах, которые вы ведете, нет пользы, кроме как в речи человека, который совершает милостыню, благое, создает между людьми компромиссные отношения» (сура «ан-Ниса», аят 114).

Хадис, переданный Абу Хурайрой, да помилует его Аллах: «Пусть тот, кто верит в Аллаха и в Последний День, говорит благое или молчит».    

Это также является руководством того, как должен вести себя мусульманин, когда его обижают словами. Да помилует Аллах общину Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, принимает благое от них и ведет к благому в обоих мирах. Амин.

102

Последние статьи
26.05.2017
Подробнее
03.05.2017
Подробнее
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.