Автор: Эльвира Садрутдинова
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Лучшее, что родитель может дать, безвозмездно даровать своему ребенку, — это хорошее воспитание (Ахмад).
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Будьте щедры к детям и воспитывайте их наилучшим образом» (Анас ибн Малик)
Знакомо ли вам явление, когда отец бьет сына ремнем за неуспеваемость в учебе или мать настойчиво пихает в рот дочери ложку с супом, или когда родители заставляют свое чадо посещать специализированные кружки по боксу, танцам, рисованию, фигурному катанию, изучению английского языка и т. д.?
Эта статья повод задуматься о последствиях гиперопеки над детьми. «Гиперопека» не может служить мостом доверия между разными поколениями родных друг другу людей, а является жестом психологического удушения старшими младших. В семье, где не задают вопросы подростку: «Что ты чувствуешь?», «Чего ты хочешь?», «Что бы ты сделал?», «Поможешь мне понять тебя?», «Дашь мне совет, как вести себя с тобой?» и т.п, а вместо этого сообщают ему: «Я хочу, чтобы ты изучал иностранный язык», «Я думаю, тебе нужно поступить в такое-то учебное заведение», «Я решил, что ты летом будешь работать, а не отдыхать у бабушки» и т. п., ведут к притормаживанию развития растущего организма и подавлению его личностных качеств и способностей. Ребенок становится похожим на марионетку, находящуюся в подвешенном состоянии, которая не чувствует под собой ни ног, ни почвы, а телодвижения опосредованы желаниями со стороны. Счастлив ли такой ребенок? — Нет. Но, наверное, счастливы его родители? — Нет, родители не могут быть счастливыми, видя, что их собственные дети несчастливы. А последнее они чувствуют, ибо между детьми и родителями существует тонкая психологическая нить, которая не разрывается даже со смертью кого-то из них. Кому все это выгодно? — Кому угодно, но не членам семьи.
С улучшением качества жизни у людей возросли и притязания. Так, родители, чье детство прошло на улице, на футбольном поле, а также бабушки и дедушки, которые в свое время голодали, стремятся всеми возможными способами дать своему ребенку «счастливое» детство. На их взгляд, «счастливое детство» — это игры и занятия, которые развивают интеллект, психику и речь маленького человека. В ход идут и театральные кружки, и езда на лошадях, и даже скалолазание, изучение компьютерных программ… — все то, чем богата современная цивилизация. Но спросил ли кто-нибудь из этих «добрых» дядь и теть — хочет ли ребенок для себя такой жизни?
Стремление родителей как можно быстрее развить своего ребенка, чтобы тот во взрослой жизни имел успешную работу, деньги и власть, вполне понятны. Но задумываются ли родители о том, чего действительно хотят их дети? Можно ли назвать день ребенка, похожий на будни делового взрослого человека, счастливым детством? Не теряет ли ребенок за всеми этими цивилизованными благами элементарного общения с близкими и сверстниками? Не устает ли ребенок от взрослой жизни, потому что его график иногда бывает насыщеннее режима отца семейства? Какие ценности вы формируете в ребенке?
Все эти вопросы — повод задуматься и перестать гнаться за материальными достижениями, предпочитая своему родному маленькому человеку простые и важные занятия. Это совместное времяпровождение за кухонным столом в обсуждении настроений друг друга, интересов и целей, развивающие игры, общий труд по дому и за его пределами. В поисках личностного роста для своего ребенка родители могут забыть о самом главном и жизненно необходимом для него — об общении. Когда родители уходят на работу, ребенок идет в школу, а когда родители приходят с работы, то ребенок занят с репетитором, либо в специализированном кружке, а встречаются они только утром, когда в спешке одни готовятся пойти на работу, а другие в школу. Общаться с родителями для ребенка крайне важно, и это должно быть не по выходным, а каждый день, и не в спешке, а в спокойной и приятной атмосфере.
Дефицит внимания ребенка и гиперопека могут привести к ряду невротических симптомов, которые будут проявляться не только в его мыслях, поведении, но и в организме.
Так, к примеру, заболевания, связанные с дыхательными органами, часто наблюдаются у детей, которых слишком усердно контролируют, подавляют инициативу, используя систему необоснованных запретов, излишне опекают, то есть — «вздохнуть не дают». В результате дети страдают хроническими бронхитами, астмой или воспалением легких. Кашель при каждой простуде может говорить о наличии внутреннего протеста, который ребенок попросту не решает озвучить.
Частые боли в животе могут сигнализировать о скрытых страхах, хронический насморк — о неосознанной попытке отгородиться от какой-то проблемы или ситуации. Например, ребенок может постоянно ходить с забитым носом в школе, но напрочь забывать о насморке дома или на улице.
Гиперопека часто провоцирует дерматиты и другие кожные заболевания. Таким образом, ребенок старается ограничить свое личное пространство, установить хоть какую-то дистанцию между собой и взрослыми.
Детская психосоматика хорошо поддается коррекции, однако для этого необходимо выявить и устранить причину, приводящую к развитию болезненных симптомов. Помощь психотерапевта нужна не только ребенку, но и в большей степени его родителям. Им очень важно понять, что все их слова, эмоции и поступки находят отражение не только в психологическом, но и в физическом состоянии ребенка.
Также, в условиях дефицита теплого общения с близкими людьми, ребенок не учится навыкам построения межличностных отношений. Понятия «понимание», «доверие», «чуткость», «любовь» и «забота» будут казаться ему чем-то формальным. Ему сложно будет выстраивать и удерживать отношения на близкой дистанции. Он будет ориентирован на успех, в нем будут формироваться нарциссические паттерны (схемы) поведения. А это большая потеря осознания и проживания красоты чувств. Все мысли и реплики человека, вся его жизнь образно будут представлять собой огромный супермаркет товаров, в котором нет места таким ценностям, как доверие, справедливость, безвозмездность, энтузиазм, доброта и т. п. А на смену им придут выгода, алчность, амбициозность, предательство, эгоизм и т. п. И виной всему этому является нехватка времени ребенка на общение с родителями и сверстниками.
Особенно важно для верующего родителя, чтобы его чадо имело правильные представления о жизни. А это требует взаимодействия с ним. Он учится сначала быть похожим на заслуживающего доверие взрослого, а затем — делать свои первые шаги по жизни, опираясь на свой разум, интеллект и совесть, но те привычки и уклад жизни в отцовском доме крепко сохраняются в памяти ребенка на многие-многие годы.
Гиперопека — не есть взаимодействие с ребенком, а есть его моральное и физическое подавление. Родителям нужно понять, что ребенок — не чаша, которую нужно заполнить водой, а свеча, которую нужно зажечь. Чтобы этот свет освещал путь ему самому и его близким, стал спасением в жизни ближней и дальней. ИншаАллах!
Имам аль-Газали в своей книге «Ихья ‘улюм ад-дин» («Воскрешение наук о вере») с учетом многих аятов и хадисов, сказал: «Знай, что воспитание детей является, среди прочих, наиважнейшим, наиглавнейшим делом. Дети – это временно вверенное Всевышним родителям, за что им держать ответ пред Ним. Сердце ребенка при рождении лишено каких-либо отпечатков жизни, сознание его свободно от стереотипов, правил и убеждений. Ребенок восприимчив ко всему, все впитывает. Если его приучат к благому, обучат хорошему и воспитают в этом, то он будет счастлив и в мирском, и в вечном. Родителям его и всем, кто принимал участие в его образовании и воспитании, воздастся благом за все его праведные дела и поступки. Если же он привыкнет к злу и будет оставлен без внимания, подобно животному, то он будет несчастен, погибнет, и ляжет грузом на плечи тех, кто обязан был воспитать его».
Эльвира Садрутдинова