Конкуренция - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Конкуренция

Автор: Эльвира Садрутдинова

 

Конкуренция  является неотъемлемой частью нашей жизни. Она – движущий фактор изменений в обществе, биологически опосредована и социально оправдана. Подумайте сами, если, например, в деревне работает один единственный детский садик и школа, фельдшерско-акушерский пункт, магазин, то потребителю, т. е нам с вами, если мы жители этой деревни, приходится довольствоваться тем, «что нам дают». Стало быть, конкуренция направлена на улучшение условий обслуживания с одной стороны и получение материального достатка с другой стороны. Тому, кто предлагает оплачиваемые потребителем услуги, выгодно, чтобы люди ходили к нему, а не к кому-то другому, поэтому он старается повысить качество обслуживания и свою конкурентоспособность. Из этого вытекает, что качество заботы о благополучии человека зависит от его платежеспособности, и это прискорбно.

Этой статьей хотелось бы отметить — насколько далеко мы вошли в товаро-денежные отношения, став чем-то наподобие рабочих болтиков. Так нас рассматривает продавец, и так мы оцениваем себя сами, будучи покупателями.
Конкуренция прочно укоренилась в развивающихся и развитых странах. Это своего рода диалог между членами общества. И «диалог» этот касается не только товарно-денежных отношений, но и затрагивает другие сферы жизнедеятельности человека, бытуя в семье, на работе, с друзьями, в спорте, в творчестве и т.д.  Мы строим взаимоотношения с людьми вне и внутри семьи наподобие деловой сделки: бездушно и безличностно.

Я вижу проблему в утрачивании нами морально-нравственных качеств в погоне за земными благами: товара лучшего качества, дохода, социального статуса, лучшего мнения о себе и т.д. Мы можем обмануть, недосказать, бросить, отказать в помощи и т.д. Преследуя эти цели, мы думаем только о самих себе, но на самом деле, мы обижаем себя, ибо лишаемся совести, благородства.

И не будет в нашей душе покоя, даже если мы сидим в тепле с чашкой дорогого кофе в цветущем саду собственного дома рядом со здравствующими близкими людьми, ибо отсутствие морального облика обязательно скажется на наших взаимоотношениях с ними. Не бывает такого, что вне семьи мы недоверчивы, злопамятны, корыстны, эгоистичны и т.д., а в кругу семьи доверчивы, добродушны и самоотверженны, бесхитростны. Здоровый человек не может раздвоиться и в какой-то момент вести себя иначе, т.к. он целостен и психика его сохранна. А это говорит о том, что мы обрекаем себя на несчастья ради преходящих благ уже в этом мире. Безнравственность лишает человека радости от взаимоотношений и взаимодействия, даже с близкими людьми. И происходит это потому, что истинное счастье кроется в получении и дарении, но в дарении больше. А человек, который не научился дарить, а привык получать, вряд ли познает вкус безвозмездного добра по отношению к себе, что будет свидетельствовать о любви к нему со стороны дарящего. А что может радовать человека больше, чем любовь к себе со стороны другого? И в этих теплых отношениях с людьми есть место конкуренции на благородной почве.

Лучшей, на мой взгляд, будет конкуренция того, кто повышает качество своего труда дозволенными с точки зрения морали способами. И в основе современной конкуренции я бы хотела видеть не платежеспособность человека, а благородные нравственные качества, призывающие других действовать подобным образом. Это рождает в нас чувство собственной значимости, умиротворения от осознания того, что труд собственный, а пользование им выборочно или общественно, как решит сам «труженик». К тому же, честная конкуренция развивает в нас такие качества, как способность планировать, прогнозировать, строить выгодные коммуникации, сотрудничать, силу воли, решительность, смелость, расширяет наш опыт, делает богаче на знания, мудрее, прививает самостоятельность, ответственность, терпение и прочие благородные свойства характера. С таким человеком легко и приятно общаться на работе и дома, хочется иметь с ним долгосрочные отношения, проявить к нему, в свою очередь, ответную симпатию/любовь в виде определенных жестов/поступков. Такие взаимоотношения основаны на искренности и доверии, они крепки и приносят с собой чувство радости, вдохновляют на дальнейшее развитие отношений и конкуренцию «кто лучше и кто больше даст». Такая конкуренция идет на созидание не только внутренних благородных качеств, но и стабилизирует общество, культивируя и прививая в нем задатки добра и благорасположенность вне зависимости от платежеспособности человека, делая обстановку в обществе наиболее спокойной, а атмосферу здоровой и душевной, как бы говоря каждому члену общества: «Ты важен мне, а я тебе. Мы будем взаимодействовать честно и будем благосклонными друг к другу».

   Как относится ислам к конкуренции?

Из Благородного Корана, Аллах Всевышний сказал:

«…так опережайте друг друга (в стремлении ко всему) благому» («Корова»,148).

Всевышний также сказал: «И пусть будет из вас община призывающих к благому…» («Семейство Имрана», 104).

Рассмотрим некоторые хадисы нашего благородного Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не взвинчивайте цену» (Аль-Бухари, Муслим).

Передают, что Ма‘мар ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Только грешник придерживает товар до подорожания» (Муслим).

Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проходил мимо горки зерна. Когда он засунул руку внутрь нее, то почувствовал сырость и сказал: «Эй, хозяин этого зерна! Что это такое?» Он ответил: «Оно попало под дождь, о Посланник Аллаха». Он ответил: «Почему же ты не насыпал сырое зерно сверху, чтобы люди могли сразу увидеть это? Тот, кто мошенничает, не имеет ко мне никакого отношения» (Муслим).
Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Прибыль достается тому, кто несет ответственность» (Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа).
Также про конкуренцию в исламе: «Лучший из вас тот, кто изучает Коран и обучает ему других» (хадис от Усмана).
«Лучший из вас тот, кто лучше всего относится к своей жене и дочерям» (Рассказал Абу Хурайра, передал аль-Байхаки).

«Поистине, к лучшим из вас относятся те, у кого наилучший нрав» (передал аль Бухари и Муслим).

136

Последние статьи
15.10.2017
Подробнее
11.10.2017
Подробнее
02.06.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.