Манипуляция сознанием. Часть 10 - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Манипуляция сознанием. Часть 10

Автор: Эльвира Садрутдинова

 

В этой статье продолжим тему массового манипулирования сознанием и рассмотрим прием «паразитирование». Комплекс приемов манипуляции сознанием, объединенный общим термином «паразитирование», основывается на использовании манипулятором, с одной стороны, эмоций и рефлексов реципиента, а с другой — качеств сторонних предметов, личностей или понятий. Имея конечной целью повысить доверие реципиента к информации манипулятора или отключить критическое восприятие ее, манипулятор для этого старается, в глазах реципиента, «приобщить себя» к тому, что вызывает симпатию у реципиента, нравится ему. В результате положительные эмоции, которые жертва манипулировании проявляла к тому, на чем паразитировал манипулятор, начинают неосознанно переноситься ею на предмет манипуляции (информационную установку).

Паразитирование на популярных терминах:

В данном случае манипулятор, для повышения доверия к себе со стороны реципиента, идет на использование «народных», молодежных, массовых слов, действий и др. коммуникативных элементов (жестов, речевых оборотов, привычек и пр.). Этим он ассоциирует себя «с народом», с массами или просто старается казаться «в доску своим парнем», который, раз уж он настолько свой, обмануть ну никак не может.

В ином варианте он может использовать слова, ассоциирующиеся у реципиента с теми ценностями, которые ему, реципиенту, дороги и близки. Манипулятор стремится вызывать неосознанную симпатию к себе как к «носителю», а то и защитнику этих ценностей. Показательно, что в любом из описываемых случаев манипулятор не отождествляет себя с этими ценностями открыто. Он использует их вскользь, как бы ненароком, демонстрируя, что эти термины (и декларируемые ими ценности) ему, манипулятору, не чужды. Но, с другой стороны, если его прямо спросить об отношении к данным ценностям (к которым он пытается апеллировать, употребляя «их» термины), он вполне может отказаться от идентификации с ними, сказав: да я просто так эти слова употребил! Для «красного словца». Так, подвернулись случайно… Последнее необходимо для того, чтобы манипулятора, не дай бог, не приняли за истинного носителя ценностей, на которых он паразитирует. Ведь они являются для него на самом деле чуждыми, враждебными — поэтому он и стал манипулировать. Ему необходимо повысить доверие у реципиента, а ни в коем случае не пропагандировать опасные для него ценности.

Примером паразитирования на словах может служить ситуация, когда собеседнику что-то от вас нужно, и он начинается подстраиваться под вас, употребляя в своей речи ваши слова, иногда интонацию и манеру говорить. Это делается для того, чтобы он на уровне вашего подсознания стал для вас «своим человеком».

Паразитирование на авторитете:

Паразитирование на авторитете кого- или чего-либо выражается в употреблении манипулятором, в контексте обсуждения, названия или имени объекта паразитирования. Часто это преподносится как доказательство: вот, что на эту тему сказал такой-то ученый (Александр Сергеевич Пушкин и т. п.). Манипулятор стремится использовать имя заслуженного и уважаемого человека, или некой общности, или чего-то еще, для манипулирования сознанием реципиента. Он рассчитывает, что реципиент расценит упоминание «про авторитета», как если бы авторитет поддерживал сказанное манипулятором.

У реципиента должно возникнуть ощущение, что «авторитет» с манипулятором заодно и придерживается одной с ним позиции, одних взглядов. Путем ловкого и несложного подбора цитаты манипулятор старается заполучить в союзники какую-либо известную и уважаемую личность. С тем чтобы «давить» на реципиента уже «вместе» с «авторитетом». Показательно, что очень часто упомянутые манипулятором цитаты и высказывания «авторитета», на самом деле не имеют к рассматриваемому вопросу ни малейшего отношения. Манипулятор просто выдирает их из контекста, что называется, «с мясом». Эффективным средством противодействия в этом случае является проверка оригинала, откуда взята приведенная цитата, или анализ отношения личности (общности людей), на которую ссылается манипулятор, к предмету манипуляции.

Очень ярким примером подобного массового манипулирования сознанием является распространение изречений благородного посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с той трактовкой, которая угодна манипулятору.

Взять к примеру, известную книгу «Китаб аль-Азкар» Имама Навави (сборник зикров — поминаний Аллаха, собранную большим ученым, имамом Навави).

Вот текст, который Навави написал в части «Поминания в хадже»:

«Глава: Посещение Могилы Посланника Аллаха (ﷺ), и поминания Аллаха осуществляемые там»:

«Знайте, что каждый, кто выполняет хадж, должен намереваться посетить Посланника Аллаха (ﷺ), будет ли ему это по пути или нет, и посещение его (ﷺ) — одно из самых важных действий в религии, наиболее вознаграждаемое из деяний, и лучшее из целей. Когда кто-нибудь намеревается выполнить зиярат, нужно много делать салаватов, и салямов для него (ﷺ) в пути. И когда совершающий зиярат увидит впервые окраины Медины (ее деревья, узнаваемые места и.т.д.), нужно увеличить салаваты и салямы на Пророка (ﷺ), и просить Аллаха Тааля даровать пользу от этого посещения (зиярата) Пророка (ﷺ), как в этой дуния, так и в ахира. Нужно сказать: «О Аллах, открой для меня, двери Твоего Милосердия, и даруй мне награду, через посещение могилы Твоего Пророка (ﷺ), также как наградил Ты Своих аулия, которые повинуются Тебе. Прости меня и покажи мне Свое Милосердие, O Лучший из Тех, у которых Просят»» (Аль-азкар аль-Нававийа, 283-84).

В том варианте этой книги, изданной Дарул Худа в Рияде, Саудовской Аравии в 1409/1988 г, при осмотре и одобрении Riyasa Idara al-Buhuth al-‘Ilmiyya wa al-Ifta’  та же самая глава была изменена, для того чтоб не было противоречий с представлением саудовских ученых, что посещать могилу Пророка (ﷺ) является запретным, (а разрешается это только, согласно этой точке зрения, если вы намереваетесь посетить мечеть Пророка (ﷺ).

Новая редакция книги Навави стала такой (изменения помечены):

«Глава: Посещение МЕЧЕТИ Посланника Аллаха (ﷺ) [ТУТ УДАЛЕНО]»: «Знайте, что ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНО, для того, КТО ХОЧЕТ посетить МЕЧЕТЬ Посланника Аллаха (ﷺ), [ТУТ УДАЛЕНО], много делать салаватов, и салямов для него (ﷺ) в пути. И когда совершающий зиярат увидит впервые окраины Медины (ее деревья, узнаваемые места и.т.д.), нужно увеличить салаваты и салямы на Пророка (ﷺ), и просить Аллаха Тааля даровать пользу от этого посещения (зиярата) МЕЧЕТИ Пророка (ﷺ), как в этой дуния, так и в ахира. Нужно сказать: «О Аллах, открой для меня, двери Твоего Милосердия, и даруй мне награду, через посещение МЕЧЕТИ Твоего Пророка (ﷺ), также как наградил Ты Своих аулия, которые повинуются Тебе. Прости меня и покажи мне Свое Милосердие, O Лучший из Тех, у которых Просят» (аль-Азкар, 295).

Таким образом, в этой редакции полностью пропущена/изменена почти половина страниц главы о тавассуле и посещении могилы Пророка (ﷺ), чтобы продвинуть доктрину ваххабитов, что это якобы является, куфром или придаванием соучастника Аллаху Тааля»  (Нух Ха Мим Келлер).

Также, в Сахих аль-Бухари, относительно свойств Пророка (ﷺ) сказано, что сподвижники делали табаррук «и его волосами, и его сандалиями, и его посудой, его сподвижники и другие имели обыкновение получать благословения после его смерти (йатабаррака бихи ас-хабубу ва гайрухум ба’да вафатихи)».

В английском переводе Сахиха сделанном Мухаммадом Мухсином Ханом, слова «йатабаррака бихи» были переведены «рассматривали как благословляемые вещи». Однако арабский глагол «табаррака бихи» означает, что «он имел благословение; он был (или стал) благословляемым посредством …)» (Лане, арабско-английский словарь, 1.193), или такой перевод, «он искал благословение посредством», или «расценил как средство получения благословения от…» (там же.) , т.е. фактически это означает «получая, или надеясь получить, благословение посредством этих вещей», т.е. эти слова имеют перевод весьма отличный от пассивного «рассматривали как благословляемые вещи», который не влечет за собой никакой специальной пользы для них (сахабов).

Это типичный и коварный пример паразитирования на авторитете посланника Аллаха (ﷺ) с корректировкой его истинных слов на угодные манипулятору и несправедливо присваиваемые благородному пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

Также, примером этого приема манипуляции могут служить фотографии с молодыми и красивыми звездами российского шоу-бизнеса для рекламы вакцин, именуемых «Гардасил» и «Церварикс», от рака шейки матки у девочек. На фоне фотографий со звездами была надпись: «Защити себя от рака шейки матки». Также, эти вакцины были прорекламированы, по Первому каналу, в передаче про здоровье Еленой Малышевой.  Позже выяснилось о страшных последствиях привитых этой вакциной здоровых девочках и молодых женщин: они стали стерилизованными, инвалидами (приступы боли и удушья, припадки и другие), а у некоторых она унесла жизнь. В следующей статье поговорим о паразитировании на эмоциях и скрытых желаниях.

91

Последние статьи
26.05.2017
Подробнее
03.05.2017
Подробнее
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.