Автор: Эльвира Садрутдинова
Продолжение.
На прошлой встрече мы начали говорить о массовой манипуляции сознанием, определили термин «сознание» и установили, для чего оно нам нужно. Сегодня начнем разбирать приемы массового манипулирования сознанием и начнем с «подмены понятий».
Подмена понятий:
Данный прием относится к разряду наиболее используемых средств манипуляции сознанием. Его можно, без сомнения, считать «классикой манипуляции». Манипулятор обсуждает какой-либо вопрос, доказывая свою информационную установку. В обсуждении вместо «неудобного» для него факта (предмета, примера или понятия) он вставляет «удобный» — схожий по смыслу, но уводящий обсуждение в нужную ему сторону. Вновь использованное понятие должно быть очень похожим на только что подмененное — настолько, чтобы жертва манипуляции не заметила подмены. Отличительной особенностью данного приема является то, что подменяется не информационная составляющая предмета (смысл, значение предмета), а сам предмет. Подмена понятий широко используется и в дискуссиях, и в прессе, и в электронных СМИ.
Основная опасность этого приема в том, что, не имея необходимой подготовки (в некоторых случаях ее можно заменить наблюдательностью и быстрой реакцией на информацию), выявить и, соответственно, нейтрализовать данный прием достаточно сложно. Действенной защитой от подмены понятий могут стать: хорошее знание обсуждаемого предмета, высокий уровень критического мышления, пропускающего услышанное через «фильтр сомнения», неторопливость в выводах (спокойно обдумать услышанное позже и принимать решение только после тщательного обдумывания). Собственно, эти же рекомендации можно отнести и ко всем последующим приемам манипуляции.
Обратимся к примерам манипуляции:
С 1990-х годов в СМИ начинает «вырисовываться» негативный образ ислама. В прессе и на телеэкране реальные трудности в отношениях с мусульманским миром стали быстро трансформироваться в «исламскую угрозу». Искажались основные понятия ислама (в особенности джихад), а идеология экстремизма — сознательно или в силу неведения — экстраполировалась на всю мусульманскую традицию. Большинство связанных с исламом и мусульманами публикаций привязывалось к войнам, терактам, конфликтам. Необходимость в объективной и правдивой, а не только в негативной информации возрастает, ведь любая “фобия”, в том числе и “исламофобия” – это болезнь, поддающаяся лечению именно качественным информационным потоком. Казалось бы, в этих условиях СМИ должны были бы взять на себя основную роль по созданию сбалансированного видения мусульманства в обществе. Однако ислам остается для них почти terra incognita. Между тем такого рода вакуум всегда имеет тенденцию заполняться некомпетентными, примитивно-апологетическими или, напротив, провокационными, исламофобскими материалами.
Примерами подмены понятий также могут служить:
Весной 2004 года в Санкт-Петербурге отмечался день памяти знаменитого произведения И. Тургенева «Муму». В СМИ было объявлено, что этот праздник станет ежегодным, и впредь будет отмечаться как «день покаяния перед братьями нашими меньшими». Таким образом, трактовка сути юбилея, проводимая средствами массовой информации, изменяет и извращает всю сущность повести. Ведь Тургенев писал не о страданиях животных, а о страданиях людей в условиях крепостного права и шире — об участи личности, существующей в обществе, построенном на угнетении человека человеком. Его творчество было направлено на защиту людей от помещичьего произвола, и он не выступал активистом «Гринписа». Акцентируя внимание на страданиях животных (Муму), манипуляторы проводят типичную подмену понятий. Она призвана отвлечь внимание от бесчеловечности мира, в котором жил сам Тургенев.
Поистине страшный пример подмены понятий — «пропаганда безопасного секса, как средства профилактики против СПИДа», проводимая сейчас исключительно широко среди российской молодежи. Раскручиваемая с подачи антироссийских сил пропагандистская кампания убеждает молодежь: самое лучшее средство борьбы со СПИДом —применение презервативов при занятиях сексом. А также максимально полная информация о сексе: «предупрежден — значит, вооружен». Опасность данной информационной установки в том, что, под видом «профилактики СПИДа», молодежи прививается половая распущенность и вседозволенность, ранние половые связи. В молодости неокрепшая психика описание «безопасного секса» воспринимает как рекламу секса, подкрепляющую естественный интерес к нему из-за возрастных особенностей молодого человека. Все это ведет в итоге к неприятию семейных обязанностей, верности любимому человеку, к отсутствию восприятия семейных ценностей. Молодежь убеждают: «дети — это обуза, главное в жизни — наслаждение» (в первую очередь — сексуальное). Половая распущенность, в раннем возрасте закрепленная в сознании, как устойчивая доминанта, в большинстве случаев эффективно не допускает превращения подростка в гражданина, оберегающего свою семью и общество. Поколение людей, состоящих из таких «яппи», уверенно приведет любую страну к полному краху и «вытиранию» из истории.
Следующий пример подмены понятий относится к «защите прав гомосексуалистов», как «меньшинства». Разберемся кто такие меньшинства? Например, есть национальные меньшинства. В одном государстве живут многочисленные народы и народы малой численности. Каждые имеют свои особенности — культурные, языковые, религиозные. И их разное количество не должно делать их в чём то неравными — нельзя сказать, что русский язык правильный, а, к примеру, татарский — неправильный. То есть, по определению — большинство и меньшинство — равноправные составные, отличные лишь количеством. Естественные идеи меньшинства по определению не могут быть лживыми.
Другой пример из политики манипуляций — гомосексуалистов назвали «меньшинством», хотя они таковыми не являются, сексуальных меньшинств попросту не существует. Использован приём подмены понятий, когда определение произошло только по количественному признаку, тогда как суть явлений осталась совершенно не учтённой — да, гомосексуалистов меньше, чем гетеросексуалистов, но совершенно не учитывается, что существует только одна естественная сексуальная ориентация — гетеросексуальная, а всё остальное — расстройства, патологии. Гомосексуализм — это расстройство направленности сексуального влечения и, соответственно, ставить на одну линию норму и отклонение от нормы нельзя — это две разных области, и соответственно, они не могут образовывать меньшинство и большинство в рамках прав человека.
Также, в полемических дискуссиях «национализм» подменяется «патриотизмом» и наоборот, в зависимости от информационной установки манипулятора.
В статьях рекламного толка не менее тонкие подмены: Например, в рекламе автомобилей понятие мужественности подменяют понятием обладания автомобилей определенной марки. А в рекламе женских духов понятие женственности подменяют обладанием рекламируемых духов.
В следующей встрече обсудим следующий механизм манипуляции сознанием — «мозаичность информации» или «перескок».