Манипуляция сознанием. Часть 3 - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Манипуляция сознанием. Часть 3

Автор: Эльвира Садрутдинова

ARTICLE_FILE_INTEGRATION_KEY

В прошлой статье мы разбирали определение термина «сознание» и для чего оно  нам необходимо, примеры манипуляции сознанием в виде подмены понятий. В этой встрече продолжим тему «манипуляция сознанием» и поговорим о «мозаичности подачи информации» или «перескоке».

Это резкое изменение темы обсуждения, «перескок» с одного обсуждаемого вопроса на другой таким образом, чтобы у реципиента не появилось возможности обдумать и критически оценить полученную непосредственно перед этим информацию. Он используется, когда манипулятор проводит в сознание реципиента манипуляции информационную установку, не имеющую убедительных доказательств, или когда ему необходимо «приучить» реципиента не проводить тщательного и серьезного анализа внедряемой в сознание информационной установки. Последняя в этом случае высказывается в «беглой» форме, быстро, либо вообще без доказательств, либо с использованием незначительных доказательств, не выдерживающих серьезной критики. Для того чтобы не допустить демонстрацию несостоятельности установки и ее доказательств через критику, обсуждение или критическое осмысление реципиентом, после ее высказывания тема разговора резко переносится на другой объект. Ход обсуждения, в контексте которого была высказана информационная установка, получается «рваный», непоследовательный, логика реципиента «бросается» манипулятором из стороны в сторону. Благодаря этому информационная установка «выводится» из-под критики и оседает в подсознании реципиента как уже «доказанная».

С мозаичностью информации все мы сталкиваемся практически ежедневно. Это достаточно специфичный вид манипуляции сознанием. Опасен он, в первую очередь, своей способностью практически полностью отключать критическое восприятие реципиента, оставляя его беззащитным перед закладываемыми манипулятором «информационными минами». Важно знать, что критический анализ принимаемой информации — одна из важнейших функций человеческого сознания. Она, как фильтр, просеивает полученные человеком данные, все увиденное и услышанное, отсеивая то, что распознается как ложное или двусмысленное. Результаты такой «фильтрации» — проверенная на истинность информация — поступают в подсознание, где находятся, дожидаясь необходимого применения. Все ложное откидывается (или остается в подсознании как пример обмана), правдивое — принимается как информация, пригодная к использованию. Таким образом, критическое восприятие имеет своей задачей поставлять «хозяину» только объективную, проверенную информацию, на которую можно положиться. На основе такой проверенной сознанием информации, человек, при необходимости извлекая ее из подсознания, строит свою деятельность, свое поведение и свои взаимоотношения с окружающим миром.

Типичный пример такого рода манипуляции — любая информационная программа новостей. Каждый помнит, что в новостях сюжеты подаются кратко, быстро, бегло — так, чтобы за меньшее количество времени впихнуть в головы аудитории как можно больше информации. Сознание потребителя, пытаясь понять и оценить полученную информацию, вынуждено слишком часто «перестраиваться» (перескакивать) с одного объекта (событие, факт, действие, представленные манипулятором) на другой. В итоге такой «перегрузки» мозг просто перестает оценивать полученную информацию. Вся новостная лента воспринимается как обычный шумовой фон, без какого бы то ни было анализа. Но важнее то, что «уставшее» от постоянных «метаний» сознание, перестав тщательно оценивать увиденное и услышанное, продолжает принимать подающуюся с экрана информацию и без критического анализа воспринимает ее как более-менее достоверную. Эта информация оседает в подсознании вместе с заложенной в ней «скрытой качественной оценкой» того или иного факта (события, личности, процесса и пр.).

«Шоу 11-го сентября» на российском телевидении освещалось очень подробно, в течение целого дня. Зрителя приучили к картинке рушащихся небоскребов и к утверждениям, что «это сделали арабы». Привыкшее к мозаичной подаче информации сознание в подобных случаях, когда создана необходимая информационная атмосфера, впитывает, подобно губке, любую настойчиво внедряемую манипулятором информационную установку. 11-ое сентября 2001 года заданная информационная атмосфера создавалась неординарностью происходящего и осознанием гибели множества мирных людей.

В любой террористической атаке экраны телевизоров показывают в «короткометражках» «мужчин-злодеев» с длинными бородами и «женщин-злодеек» в широких и длинных черных платьях. При этом не освещаются ни детали самого террористического акта, ни данные о личностях, подозреваемых в этих злодеяниях. И зритель верит всему, что ему преподносят СМИ, не обрабатывая и не проверяя информацию. Так, женщина в черном ассоциируется у аудитории со смертницей с бомбой за пазухой.

И в этом примере сразу два приема манипуляции сознанием: подмена понятий и мозаичность информации («перескок»). Ибо женщина в черном одеянии подменяется с понятия «женщина,  одетая согласно канонам шариата» на «женщина-террористка-смертница», а мозаичная подача информации на фоне смертей невинных людей, слез их родственников, разрухи создает, соответствующую данной информационной установке манипулятора,  атмосферу. Это скрытая пропаганда антиисламских настроений. Люди, чье критическое мышление выключено вследствие проведенной над ними манипуляции, видят во всех мужчинах, имеющих бороды и женщинах, одетых, согласно канонам ислама, злоумышленников и потенциальных преступников.

Исламофобия, являющаяся разновидностью ксенофобии носит паранойяльный характер, что проявляется в словах и поступках таких людей. Они могут враждебно и демонстративно воскликнуть, проходящей мимо мусульманке с ребенком на руках: «А бомбу у себя не спрятала?», обозвать, стоя у себя на балконе, мирно сидящую на скамейке верующую женщину, которая вышла на прогулку для игр в песочнице с ребенком: «Террористка!», завести речь с рядом стоящим человеком в очереди к врачу перед набожно и скромно одетой девушкой о «террористических актах и (прочих) «злодеяниях мусульман»», как будто её не существует, или она глухонемая. Данную картину я воспринимаю, как патологическую, ибо не может здоровый человек носить враждебность в своей голове к человеку, которого видит в первый раз в своей жизни и не знает его.

Происходит намеренное культивирование манипулятором расхождений в устоях состоявшегося сильного общества и государства для ослабления ее границ изнутри. Причины подобных явлений, пусть станут для сознательных людей «пищей для размышления». Ведь данная статья своей целью ставит защиту сознания и критического мышления каждого человека.

Важно также понимать, что воспитание человека, воспринимающего мир в «мозаичном режиме», не видящего целостную картину (хоть отдельной сложной проблемы, хоть всего мироздания), есть серьезный урон психике объективно воспринимающего и адекватно реагирующего человека. Следствием этого являются намного более разрушительные последствия, чем даже при целостной, но неверной картине мира (проблемы). Неправильное видение можно либо исправить — такая возможность остается, так как сохраняется базовое целостное восприятие. Либо применить к окружающей действительности, увидеть расхождения, задействовать интеллект для коррекции. Если же целостной картины нет как таковой — интеллект бесполезен.  В следующей статье продолжим обсуждать приемы массового манипулирования сознания.

879

Последние статьи
04.03.2020
Подробнее
18.10.2019
Подробнее
20.06.2019
Подробнее
© 2024 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.
Top