Методы психологической коррекции для больного псориазом - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Методы психологической коррекции для больного псориазом

Автор: Эльвира Садрутдинова

«Расстаться со своими страданиями – это самая сложная задача, которую нам когда-либо придется выполнить. Но она также и самая плодотворная» (Стивен Левин)

В прошлой статье мы разобрали психологическую причину развития псориаза. А сейчас обсудим некоторые методы лечения болезни.

Выяснилось, что на развитие псориаза имеет значение телесная и моральная поддержка, умение распознавать свои чувства и эмоции, и контактировать с окружающим миром. Вся терапия должна быть направлена на обучение пациента фиксировать и удерживать свои душевные переживания и телесные ощущения, и выход в контакт с внешним миром для удовлетворения своих истинных потребностей всеми адекватными для организма и среды способами. Казалось бы, звучит легко. Но это только кажется, ибо концентрация внимания на «здесь и сейчас», осознанное проживание времени является для больного псориазом новым опытом, требующим поддержки и коррекции со стороны психотерапевта или психолога.

Одними из методов психокоррекции больного псориазом являются рациональная и поддерживающая, поведенческая и позитивная психотерапии, психоанализ, гештальт-терапия, арт-терапия,  расстановки по Хеллингеру, психодрама и др.

Я приведу вам несколько методик гештальт-подхода, как одного из «врачевателей» псориаза. Они направлены на развитие осознавания себя через осознание своих эмоций, чувств и тела; выявление истинных потребностей и работу с сопротивлением (с видами срывов контакта).

Когда вы делаете упражнения, важно понимать, что вы делаете, как вы делаете, и что это вам реально дает. Именно вам и в данный момент, а не другим людям и не по слухам. И отсюда вы можете видеть, эффективно ли это для вас и что вам нужно предпринять, чтобы это было эффективно. В выполнении упражнений важно почувствовать, что это именно ВЫ испытываете нечто, чем бы оно ни было. Заметьте, какие трудности вам препятствуют во время выполнения упражнений, что вас заставляет их завершать (это могут быть разные состояния, переживания, чувства или мысли). Осознавайте, какие мысли об упражнениях у вас возникают. Может быть, вы воспримете их как борьбу за перетягивание каната, «кто  кого», и будете защищаться. Тогда вы ни на йоту не сдвинетесь в вашем осознании. Замечайте, как вы во время выполнения упражнения ускользаете из настоящего и куда при этом направляетесь. Не заставляйте себя возвращаться, а просто наблюдайте. Польза, которую вы можете извлечь из этих упражнений, состоит в развитии способности находить собственные оценки. Выполняйте их как игру, пусть вас не смущают комические или трагические аспекты получившейся ситуации. С разных точек зрения одно и то же событие может быть и комическим, и трагическим. Заметьте момент, когда тревожность или отвращение выходят на передний план и заставляют уклониться от выполнения упражнения. Кто или что вызывает в вас это чувство? Некоторые испытывают трудности в упражнениях, связанных с эмоциями, поскольку для них эмоции – это нечто глобальное. Если вы замечаете, что объекты ваших упражнений не вызывают у вас вообще никаких эмоций, попробуйте пофантазировать, какие бы это могли быть эмоции. Или припишите их кому-нибудь из знакомых, какие бы эмоции, например, мог испытывать этот человек. Некоторые упражнения занимаются не решением внутренних конфликтов вашего ума, а обострением вашего контакта с окружающим так, чтобы вы могли лучше осознавать-замечать, где вы находитесь.

При выполнении упражнений важно не исправлять то, что вы осознаете, не вмешиваться в процесс, а наблюдать все свои спонтанные реакции. Не пытайтесь объяснить причины, осознать что-то скрытое или необычное, не ищите интерпретаций в подсознании, Не задумывайтесь о том, что с вами происходит и почему. Выполняя эти упражнения шаг за шагом, вы начинаете все больше принимать ответственность за весь ваш опыт, в том числе блоки и симптомы, и постепенно обретаете свободное управление собой. Представления о том, что мысли по своей собственной инициативе и без вашей помощи входят в ваш ум, уступят место видению, что это вы думаете свои мысли.

При выполнении упражнений на осознание тела почти все испытывают трудности, сопротивление и тревожность. Но они чрезвычайно важны и заслуживают затраты многих часов – в умеренных дозах. Это не только основа для разрушения «мышечного панциря», но также и средство для лечения всех мышечных заболеваний. При выполнении упражнений важно не «прогрессировать», а просто без напряжения идти вперед. Если вы будете считать, что «должны» быть способны делать что-то, вы сразу же ограничите то, что вы можете обнаружить, тем, что вы уже знаете и чего ожидаете. Будьте лю-бознательными. «Понимание» происходящего чаще всего выражено в словесной или «теоретической» форме. Оно может быть совершенно правильным, но не сдержит чувствуемой значимости, которая предшествует действительному раскрепощению.

Существует очень полезное правило: сделать еще один шаг, сказать еще что-то, когда вы вроде бы готовы прекратить эксперимент, вам кажется, что пора остановиться, поскольку сказать больше нечего.

Многие упражнения, если вы их честно проделываете, могут вызывать в вас самые различные реакции. От восторга до шока, от радости узнавания до урона собственного достоинства в ваших собственных глазах. Позвольте себе замечать, что именно вас шокирует или унижает. И по сравнению с чем.
Первое упражнение:

Попробуйте в течение нескольких минут составлять фразы, выражающие то, что вы в данный момент осознаете или замечаете. Начинайте каждое предложение словами «сейчас», «в этот момент», «здесь и сейчас».

Опишите, что происходит с вами и вокруг вас, каждый раз начиная фразу словами: «сейчас я осознаю то, что слышу». А также вижу, чувствую, думаю, вспоминаю, представляю и т. д.

Как только вы сказали о чем-либо «сейчас я осознаю, что…», обратите внимание на ваш ответ: выбран ли он из нескольких возможных вариантов, или же ваше внимание действительно занимал лишь один предмет.

Затем снова начните предложение со слов «сейчас я осознаю…», назовите то, что вы осознаете, и добавьте сюда слова: «…и нахожу это приятным (или неприятным)». Если вам трудно понять, приятно это или неприятно, попробуйте ответить наугад – и понаблюдайте, правильно ли выбрано слово.

Теперь попробуйте закончить предложение словами: «…и нахожу это плохим (или хорошим)». Попробуйте совместить это упражнение с предыдущим, например: «Сейчас я осознаю, что… – и нахожу это приятным и плохим».

Снова начните предложение со слов: «Сейчас я осознаю, что вижу (слышу и т.д.)… – и я представляю, что это…»

Это упражнение поможет больному псориазом осознавать себя и научиться получать поддержку от самого себя.

Второе упражнение: Взгляните на какую-нибудь повседневную жизненную ситуацию, ка-кие-нибудь объекты или действия так, как если бы они представляли собой прямую противоположность тому, за что вы их обычно принимаете. Вообразите себя в ситуации, противоположной вашей собственной, где ваши склонности и желания прямо противоположны обычным. Рассмотрите объекты, образы и мысли, представляя себе, будто их функции или значения противоположны тому, чем вы их обычно считаете. Делая это, воздержитесь от обычных оценок: что хорошо и что плохо, что желательно и что нежелательно, что осмысленно и что глупо, что возможно и что невозможно. Стойте между противоположностями – точнее, над ними – в нулевой точке, сохраняя интерес к обоим полюсам, не отдавая предпо-чтения ни одному.

Умение видеть противоположности, сохраняя беспристрастный интерес, развивает способность находить свои собственные оценки.

Третье упражнение: На некоторое время обратите внимание на какой-нибудь визуальный объект, например стул. Глядя на него, заметьте, как он проясняется, вырисовывается на мут-неющем фоне окружающего пространства и объектов. Затем переместите взгляд на какой-нибудь соседний предмет и понаблюдайте, как он, в свою очередь, «опустошает» фон.

Точно так же вслушайтесь в какой-нибудь звук в вашем окружении и понаблюдайте, как другие звуки становятся фоном. Наконец, «прислушайтесь» к какому-нибудь телесному ощущению вроде боли или зуда и понаблюдайте, как и в этом случае прочие ощущения отступают на задний план.

Это упражнение приводит мысли больного псориазом в состояние ясности, уравновешенно-сти и стабильности, дает поддержку и успокаивает.

Четвертое упражнение: Зафиксируйте ту позу, в которой вы находитесь, например, сидите так, как вы сидите, ничего не меняя. Обратите внимание на то, как именно вы сидите, как держите руки. Через минуту найдите точки, где происходит соприкосновение двух частей тела, или где тело соприкасается с внешним миром. Например, рука и подбородок. Дайте своему сознанию войти в руку, затем в подбородок.

Найдите 3—4 глагола, которые прямо сейчас подсказывает вам ваше тело. Просто дайте этим глаголам проскользнуть в вашу голову, наблюдая за действиями и намерениями тела. Часто то, что делает тело или что делается с телом, уравновешивает или комментирует то, что говорится словами.
Это упражнение укрепляет контакт с собой через тело.

Пятое упражнение: В положении лежа попробуйте почувствовать свое лицо. Чувствуете ли вы свой рот? Лоб? Глаза? Челюсти? Найдя эти ощущения, задайте себе вопрос: «Каково выражение моего лица?» Не вмешивайтесь, просто позвольте этому выражению быть. Сосредоточьтесь на нем, и вы заметите, как быстро оно меняется. В течение минуты вы можете почувствовать несколько разных настроений.
Это упражнение на осознание и принятие своих эмоций.

Шестое упражнение: Осознавая любую реальную ситуацию, попробуйте произносить фразы, более или менее выражающие эту ситуацию с точки зрения тела, чувств, социальных от-ношений и пр. Например: «Я стискиваю челюсти и напрягаю пальцы… Иными словами, я сержусь, но не даю своему гневу выйти наружу… Иными словами, в моем голосе звучит нервная дрожь, но он сдержан… Иными словами, возможность сохранять контакт между людьми в обществе зависит от определенных ограничений в их поведении…»

Каждая из таких формулировок – имеющий отношение к делу и существенный взгляд на живую ситуацию. Учитесь легко переходить от одной точки зрения к другой, это улучшит ориентацию – позволит точнее понимать, где вы находитесь и что нужно делать.

Это упражнение плавно переводит с контакта с собой на контакт с внешним миром.

Седьмое упражнение: Проснувшись, прежде чем встать, подумайте о возможности чувствовать или действовать как-то иначе, не так, как обычно. Не принимайте решений, которые непременно следует выполнить, просто живо вообразите возможные простые и легко выполнимые изменения в своем обычном распорядке.

Это упражнение на поиски своих возможностей для реализации потребностей, а также излечивает зависимость больного псориазом от обстоятельств жизни.

Восьмое упражнение: Практически всем нам свойственна известная мера принуждения. Пытаясь заставить себя делать то, чего вы сами не хотите делать, вы сталкиваетесь с мощ-ным сопротивлением. Перспектива достижения цели проясняется, если вместо принуждения вы займетесь выяснением того, какие препятствия стоят на вашем пути (то есть посмотрите на себя, стоящего на своем же пути).

Превратите ситуацию, в которой вы принуждаете себя, в ситуацию, когда вы принуждаете другого выполнить задание за вас. Будете ли вы пытаться им манипулировать с помощью магических слов? Или вы будете угрожать, командовать, подкупать, награждать?

С другой стороны, как вы реагируете, когда вас принуждают? Притворяетесь глухим? Даете обещания, которые не собираетесь выполнять? Или вы реагируете чувством вины и выплачиваете свой долг презрением к себе и отчаянием?

Это упражнение на налаживание контакта с внешним миром и уменьшение зависимости от обстоятельств жизни (то есть, больной псориазом легче смотрит на неприятные ему события в жизни).

Девятое упражнение: Сосредоточьтесь на процессе еды, без чтения или размышления. Просто обратитесь к вашей пище. Моменты еды стали для нас, в основном, поводом для различных социальных действий. Примитивное существо уединяется, чтобы поесть. Последуйте – ради эксперимента – его примеру: один раз в день принимайте пищу в одиночестве и учитесь есть. Это может занять около двух месяцев. Но, чтобы избавиться от своих интроектов (навязанных кем-то желаний), вы сами должны совершить работу по разрушению ста-рых стереотипов и новой интеграции.

Отмечайте свое сопротивление при концентрации внимания на пище. Может быть, вы чувствуете вкус только первых кусков, а потом впадаете в транс размышления и грез – и при этом теряете ощущение вкуса? Откусываете ли вы куски пищи определенным и эффективным движением передних зубов? Иными словами, откусываете ли вы кусок бутерброда, ко-торый держите в руке, или только сжимаете челюсти, а потом движением руки отрываете кусок? Жуете ли вы до полного разжижения пищи? Пока просто замечайте, что вы делаете, без произвольных изменений. Многие изменения будут происходить сами собой, спонтанно, если вы будете поддерживать контакт с пищей.

Когда вы осознаете процесс еды, чувствуете ли вы жадность? Нетерпение? Отвращение? Или вы обвиняете спешку и суету современной жизни в том, что вам приходится проглатывать пищу? Меняется ли ситуация, когда у вас есть свободное время? Избегаете ли вы пресной, безвкусной пищи или глотаете ее без возражений? Чувствуете ли вы «симфонию» запахов, структуру и фактуру пищи или настолько анестезировали свои вкусовые ощущения, что для вас все более или менее одинаково?

Как обстоит дело не с физической, а с умственной пищей? Задайте себе подобные вопросы, например, относительно читаемой страницы. Пробегаете ли вы мимо трудных абзацев или прорабатываете их? Или вы любите только легкое чтение, то, что можно проглотить без активной реакции? Или вы принуждаете себя читать только «трудную» литературу, хотя ваши усилия доставляют вам мало радости?

Это упражнение на осознание себя через тело.

Десятое упражнение: Представьте себе кого-нибудь из знакомых. Любите ли вы этого человека? Любите ли вы ту или иную особенность его характера или поведения? Представьте его образ и поговорите с ним вслух. Скажите ему, что вы принимаете в нем то-то и то-то, не хотите больше терпеть того-то, не выносите, когда он делает то-то, и т. д. Повторите этот эксперимент много раз. Говорите ли вы неестественно? Неуклюже? Смущенно? Чувствуете ли вы то, что говорите? Не появляется ли тревога? Вы чувствуете себя виноватым? Боитесь, что своей искренностью вы можете непоправимо испортить отношения? Убедитесь в разнице между фантазией и реальностью, что обычно и путает человек, склонный к проекциям.

Теперь самый важный вопрос: не чувствуете ли вы, что это вы отвергаете – на тех самых основаниях, на которых считаете себя отвергнутым? Вам кажется, что люди смотрят на вас свысока? Если так, можете ли вы вспомнить случаи, когда вы смотрели (или хотели бы смотреть) свысока на других? Не отвергаете ли вы в себе тех самых черт, за которые, как вы думаете, другие отвергают вас? Тощий, жирный, с плохими зубами – что еще вы не любите в себе? Считаете ли вы, что другие также презирают вас за эти недостатки, как вы сами? С другой стороны, не замечаете ли вы, как приписываете другим вещи, нежелательные в себе? Обманув кого-то, не говорите ли вы: «Он чуть было не обманул меня!»?

Это хорошее упражнение избавит вас от зависимости от окружающих людей и их критики в отношении вас.

Несмотря на большое количество современных препаратов, которые существуют на сегодняшний день, полностью вылечиться от псориаза нельзя. А вот если обратить пристальное внимание на психологические причины кожных заболеваний, узнать их, осознать и изменить собственное мировоззрение, то исцеление не заставит себя долго ждать. ИншаАллах!

Когда человек осознает и признает, что причины его болезни кроются в его мышлении, в его отношении к жизни, тогда у него возникает вопрос – как и в какую сторону меняться?

У нас всегда есть свободный выбор: мы можем поменять свои отношения, сменить привычные способы реагирования на новые и более конструктивные. Тогда станут другими и ре-зультаты наших действий. Выбор за вами. Будущее основывается на мыслях и отношениях, с которыми вы живете в настоящем. И вы обладаете властью изменить эти мысли в любое время, как бы прочно они в вас ни укоренились. Понимание жизни, подход к ней и отношение к себе и другим во многом определяют состояние вашего здоровья.

Понятие единства тела и души основывается на вере в единство и целостность человеческого существа. И хотя существует множество разных компонентов, составляющих единую личность, их не следует рассматривать отдельно друг от друга, так как они всегда тесно взаимосвязаны между собой. В устройстве человека отражаются психологическая и телесная гармонии. Тело – это просто самое очевидное свидетельство тонкости и развитости нашего разума.

Я не отрицаю важной роли медицины, а скорее предлагаю задействовать любые средства: как медицинские, так и дополнительные для того, чтобы исцеление было полным.

Эльвира Садрутдинова

99

Последние статьи
26.05.2017
Подробнее
03.05.2017
Подробнее
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.