Автор: Эльвира Садрутдинова
Сказал Аллах: «…Не наряжайтесь, как наряжались во времена первого невежества….» (Сонмы, 33).
Вы, наверное, много встречали людей, которые считают хиджаб элементом отсталости и невежества? Чем больше на нас одежды и чем она просторнее, тем менее цивилизованными нас воспринимают. Знают ли подобные критики о том, что цивилизация зарождалась в пещере, когда первобытные люди стали одеваться.
При изучении истории хиджаба мы замечаем, что с момента сотворения человека покрывало было одной из его самых элементарных потребностей, так что он старался всякими способами прикрывать себя. Это покрывало порой защищало его от холода, снега, дождя и жары, а порой охраняло его честь и целомудрие. К тому же покрывало придает человеку своего рода красоту и аккуратность, но по прошествии времени человеческая одежда, как и другие средства его жизни, сменила свою простую форму и стала более разнообразной.
Рисунки на пещерных стенах, на каменных скалах и других местах, сохранившихся с древних времен, говорят о том, как первые люди прикрывали наготу.
По поводу одежды первобытных людей Рут Уайтхаус пишет в своей книге «Первые города»:
«Мужчины одевали некое подобие шерстяной юбки и жилет из потоптанной шерсти, а женщины носили длинную шаль, которая покрывала все их тело, кроме правого плеча».
Американский историк Уилл Дюрант пишет об одежде: «Женщины наискось носили на плечах покрывало, а мужчины повязывали покрывало вокруг талии».
Хиджаб – это своего рода покрывало для тела. Это слово в арабском языке означает «средство покрытия». Профессор Мотахари в своей книге «Хиджаб» считает это слово родственным слову «покрывать», которое употребляется и в значении «завеса» или «то, что покрывает».
Так или иначе, хиджаб имеет древнюю историю. Изучение истории хиджаба показывает, что еще до ислама хиджаб был распространен среди некоторых народов.
Фрид Ваджди пишет в «Энциклопедии XX столетия»: «Хиджаб женщин имеет большую давность. О хиджабе говорили древнегреческие писатели, гречанки покрывали голову, но лицо оставляли открытым, за исключением тех случаев, когда они собирались на базар. Тогда они были обязаны покрывать и лицо».
Из исторической литературы нетрудно узнать, что хиджаб не был свойствен конкретной религии и существовал задолго до ислама. Профессор Мортеза Мотахари пишет по этому поводу: «В древнем Иране, среди евреев, и, по всей вероятности, в Индии также соблюдали хиджаб, причем в более строгой форме, чем в исламе».
Согласно исторической литературе, хиджаб был частью одежды женщин в древнем Риме и древней Греции и считался своеобразным предметом украшения для женщин. Покойный премьер-министр Индии Джавахарлал Неру считает, что римляне также соблюдали хиджаб под влиянием евреев. Греки в основном носили хиджаб на религиозных церемониях и обрядах. В средневековой Европе хиджаб также считался частью женского украшения.
В Индии так же, как и в древнем Иране, хиджаб полностью соблюдался. Профессор Мотахари пишет: «…Индия с самых древних времен приняла хиджаб».
В доисламском Иране также женщины носили хиджаб. Насчет древних иранцев, Уилл Дюрант пишет: «При Заратустре женщины пользовались высоким уважением, вполне свободно и прилично общались с народом. После Дария общение женщин с обществом, особенно среди богатого класса, было взято под контроль. Малообеспеченные женщины были вынуждены работать и, естественно, общаться с народом. Поэтому они были более свободными. Но среди других женщин распространилось соблюдение покрывала».
Американский историк пишет: «Женщины из высших классов общества не осмеливались выходить из дома, разве что в крытом паланкине».
Таким образом, из истории практики хиджаба видно что покрывало носили те женщины, которые пользовались в обществе уважением и имели высокое положение. Покрывало отражало их достойное происхождение и высокий социальный статус.
Одежда с давних времен защищала жизнь, честь и достоинство человека. Она же различала представителей мужского и женского пола.
Сейчас идет тенденция к сглаживанию половых различий, и немаловажную роль в этом вопросе играет одежда.
Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклял мужчин, уподобляющихся женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам» (аль-Бухари).
Хиджаб символизирует женственность и чистоту. Не правы те люди, которые утверждают, что хиджаб для отсталых и невежественных женщин. Если мы обратимся к истории, то увидим много примеров тому, что первобытные люди были нагими, но по мере своего развития они одевались. Их облачение в одежду сыграло для них определяющую роль в создании цивилизованного общества. Тенденция к наготе характеризует деградацию и возвращение человека туда, откуда он пришел — к временам своего первого невежества, когда его разум был занят только тем, как найти еду и кров. А по мере улучшения качества своей жизни он стал одеваться, ставя на себя печать разума и достоинства.
Хвала Аллаху, Господу миров, милость Которого безгранична!