Мифы об исламе и психотерапия - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Мифы об исламе и психотерапия

Автор: Эльвира Садрутдинова

 

На прошлой встрече мы говорили о лености и о том, как относится к ней психотерапия и ислам. Пришли к выводу, что их отношение к лени и методы борьбы с ней одинаковые, но ислам преподносит законченную операцию умозаключений и размышлений в виде четких норм поведения, когда как психотерапия только стоит на пути умственных операций и размышлений.

Следующие качества, которые мы упоминали в моей беседе с одной женщиной на тему «мифы ислама и психотерапии», — это скука и уныние. Антонимами к этим качествам будут энтузиазм и жизнерадостность. Скука и уныние – это симптомы депрессии, а также они могут входить в отдельную синдромологию многих других психических заболеваний. И психотерапевт с богатым клиническим опытом, сотрудничая с психиатрами (т.е. не отказываясь от медикаментозной терапии), пытается выяснить причины этих пагубных состояний души, чтобы облегчить страдания человека и вернуть его к продуктивной жизнедеятельности. Мусульманину же достаточно услышать аяты из Благородного Корана и хадисы Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы его состояние души облегчилось, ибо в них истина и мудрость, к которой приходят внимающие разумом.
Так, психотерапевт начинает свою работу со сбора анамнеза жизни (биография) и анамнеза болезни (история развития болезни), его интересуют условия жизни и взаимоотношения клиента с другими людьми, он учитывает всё: психотравмы и условия развития личности, и его окружение, и местность, в которой он проживает, и его характер, и темперамент, и приём лекарственных препаратов, и наличие черепно-мозговых травм и вредных привычек  и т.д., чтобы включиться в клиническое мышление – т.е. специфическую умственную деятельность практического врача, направленную на наиболее эффективное использование теоретических научных знаний, практических навыков и личного опыта при решении профессиональных (диагностических, лечебных, прогностических и профилактических) задач для сохранения здоровья конкретного пациента.

Говоря о таких качествах, как скука и уныние, энтузиазм и жизнерадостность, нужно упомянуть о смысле жизни  для каждого человека. И психотерапевт, возможно, будучи сам неверующим, будет внимательно слушать, что входит в систему ценностей его клиента и не является ли потерей интереса к жизни и болезненная пассивность причиной того, что у человека вместо ценностей холодная пустота. В зависимости от клинического случая он будет либо приводить  клиента к смыслу его жизни, либо они вместе будут искать, что представляет для его клиента ценности жизни. Но если у клиента смыслом жизни были дети, которые по той или иной причине отсутствуют в его жизни, психотерапевт будет работать с реакцией утраты и проживания, и будет настраивать человека на позитивное мышление и поиск новых ценностей.

   А что предлагает ислам для разрешения скуки и уныния?

Ислам делает жизнедеятельность человека осознанной, пропитанной смыслом данных аятов: » Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).

И когда мусульманин терпит утрату, он всегда должен вспоминать эти аяты: «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся». Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» ( сура аль Бакара 155- 157).

Из хадиса:

Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Я слышала, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Если кого-либо из рабов Аллаха постигнет несчастье, а он скажет то, что повелел ему Аллах: “Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернемся!» (аль-Бакара 2: 156). «О Аллах, вознагради меня в несчастье моем и дай мне взамен нечто лучшее!» — Аллах Всевышний непременно вознаградит его в его беде и даст ему взамен нечто лучшее».

Очевидно, что уныние и скука «лечатся» психотерапевтом проживанием утраты и заполнением его души смыслом жизни через поддержку и позитивное мышление, а верующий человек, находясь в унынии и скуке, не даёт себе времени, чтобы побыть в этом ещё и ещё для рождения исцеляющих его мыслей через правильно ориентированные ум и размышление, а берётся за реализацию Слов Всевышнего из Корана и действует, согласно хадисам пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Верующему человеку не нужно искать смысла жизни, его поддержка и позитивное мышление в готовом виде представлены в Коране и хадисах. Работа психотерапевта в данном случае очень ответственна, и он должен следить, чтобы его клиент не взял для себя смыслом жизни, например, работу или времяпровождение с друзьями и не вошел, таким образом, в трудоголизм (что является зависимостью, сродни алкоголизму) и социозависимость (что требует дальнейшего лечения совместно с психиатрами).

Таким образом, психотерапия и ислам действуют в лечении уныния и скуки однонаправлено: и там, и там реализуется опора на смысл жизни, проживание реакции утраты, даётся поддержка, но личность психотерапевта играет в терапии клиента важную роль, за которой нужно очень внимательно следить, чтобы не навредить пациенту.
В Коране же исцеление сердец:
«Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением и милостью для верующих, а беззаконникам это не прибавляет ничего, кроме убытка» (17:82).
«Скажи: «Он является верным руководством и исцелением для тех, которые уверовали. А уши неверующих поражены глухотой, и они слепы к нему. Это – те, к которым взывают издалека»» (41:44).
«О люди! К вам от вашего Господа явилось увещевание, исцеление для того, что в груди, верное руководство и милость для верующих» (10:57).
   Далее поговорим о том, как психотерапевт работает с обидой клиента и что предлагает в этом случае ислам.

Из словаря Даля В.И: Обида — это всякая неправда, тому, кто должен переносить ее; все, что оскорбляет, бесчестит и порицает, причиняет боль, убыток.
Из словаря Абрамова Н: Обида – это огорчение, оскорбление, неприятность, поношение, попрание, поругание, унижение, колкость, укол, шпилька, уязвление, афронт; бесславие, бесчестье, позор.
Допустим, у клиента обида на родителей, которые в силу разнообразных причин вовремя не дали ему поддержку и любовь, заботу и внимание. Наряду с обидой появляются такие эмоции, как жалость к себе, раздражительность, злость, гнев, которые даже могут перейти в агрессию: словесную или на деле (рукоприкладство, неоказание помощи пожилым родителям, вредительство и т.д.).
Что в этой ситуации делает психотерапевт? Он дает пациенту побыть в этих эмоциях в безопасных для себя и окружающих условиях, чтобы поразмыслить и осознать, что происходит с ним самим, от чего это происходит и оценить свои желания и возможности действия на пути их реализации, а затем осуществляется само это действие, удовлетворяющее потребности клиента (в заботе, любви и т.д.), что приводит его к состоянию умиротворенности.  Но даже если есть препятствия на пути удовлетворения потребностей клиента в базовых эмоциях, которые он недополучил в детстве от родителей в силу самых разных причин: непонимание таких жестов любви, как забота и внимание в силу их хронического отсутствия или смерти родителей на момент прохождения психотерапии и т.д., сама осознанность лечит клиента, освобождая его от негативных эмоций и заполняя его эмоциями позитивными, которые он учится принимать от других людей, опираясь на себя и свою осознанность. Таким образом, психотерапевт акцентирует внимание клиента на его контакте с собой, временно усиливает его жалость к себе и другие негативные эмоции для позитивных размышлений. А когда клиент уже научился удовлетворять свои потребности с выходом в контакт с окружающими людьми, даже теми, кто его травмировал в детстве, в нём появляется прощение, спокойствие и доброжелательность. Интересным мне представляется момент, когда для разрешения, например, гнева, клиент начинает бить подушку, представляя, что это его обидчик. Всё это делается в игровой форме с пониманием, что это игра с психотерапевтической целью. Если же в клиенте остались негативные эмоции, значит, он плохо прожил их, а ему их нужно прожить полностью, т.е. изжить. Всё это, возможно, покажется сложным для простого обывателя и пути действия психотерапии тернисты и рискованны, что требует профессионализма, человеческой чуткости и большой внимательности от психотерапевта – он должен преследовать исключительно гуманные цели и не навредить ни своему клиенту, ни окружающим людям, а в некоторых случаях работать совместно с психиатрами, т.е. клиент должен принимать медикаментозные препараты.

А что предлагает ислам в разрешении обиды, например, на родителей?

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно» (17:23).

«Мы заповедали человеку относиться по-доброму к родителям» (29:8)

«Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие» (31:14).

Из сборников хадисов:

«Аллах запретил вам непослушание, непочтение и черствость по отношению к вашим матерям».

«Один человек спросил Пророка, кто из его ближайших родственников имеет самые большие права на него. Пророк ответил: «Твоя мама». Человек спросил: «А кто еще?» Пророк ответил: «Твоя мама». И вновь человек спросил: «А кто потом?» И вновь Пророк ответил: «Твоя мама». «Но кто все-таки потом», — спросил человек. И лишь на четвертый раз, Пророк ответил: «А вот теперь, твой отец»».
«Позор тому, кто оставит родителей в старости. Он не войдет в рай».

«Тот, кто наносит своим родственникам всего лишь визиты вежливости — не выполняет до конца своих обязательств относительно соблюдения незыблемости родственных связей. А тот, кто сможет проигнорировать прегрешения своих родственников, простить им и посещать их ради укрепления родственных уз, выполнит свои родственные обязательства в полной мере»
(хадисы приводятся у Бухари и Муслима).

«Лучший средь вас – тот, кто лучший (по отношению) к своей семье» (хадис от Аиши, Тирмизи).

Таким образом, в психотерапии разворачивается реакция проживания эмоций в специально созданных для этого психотерапевтом безопасных условиях, даётся поддержка и направление на позитивное мышление. В исламе также дается поддержка и позитивное мышление (обещание о рае и т.д). В борьбе с обидой, гневом, агрессией путь ислама прост и красив, и изначально безопасен, как для человека, так и для его окружения – ему не нужно разжигать свои чувства, чтобы понять и осознать, и простить, и быть доброжелательным, а достаточно получить для себя поддержку и узнать о радостной для себя вести в случае праведного им поведения. И верующий понимает, что каждый сам несёт свою ответственность перед Богом и смысл жизни его не в утешении себя, а в приведении своих дел в богоугодный порядок, и в этом его высшая осознанность себя, как человека и личности, которому лучше не просить добра у других, а отдавать его, даже если ему отказали в этом.

Наконец, хочется привести историю об обидчике и обиженном, демонстрирующую отношение мусульманина к обиде:

«Однажды ал-Хасан ал-Басри отправил тарелку со свежими финиками человеку, который злословил о нем, со словами: «Я слышал, что ты вписал свои благодеяния в мою книгу деяний. Я хотел отблагодарить тебя. Извини за то, что наш подарок не такой большой, как твой».
Эта история говорит о том, что любое зло подлежит воздаянию, и в Судный День обидчик будет платить обиженному своими добродеяниями, поэтому отношение верующего к обиде должно быть таким, как у этого табиина, да будет доволен им Аллах.

Из Благородного Корана: «И кто сделает добра весом в пылинку, тот увидит это, и кто сделает зло весом в пылинку, тот увидит это» (99:7-8).
Разрешение же обиды делает человека счастливым и, таким образом, психотерапевтическая цель считается достигнутой.

134

Последние статьи
26.05.2017
Подробнее
03.05.2017
Подробнее
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.