Психологическая помощь - "Как не потерять себя в чужой стране" - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Психологическая помощь — «Как не потерять себя в чужой стране»

Автор: Эльвира Садрутдинова

«Сколь прекрасна ты! Тебя больше всех я люблю. Если бы мой народ не изгнал меня, никогда бы не покинул я эти места», — говорил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, о Мекке.

Вопрос:

 «Живу в крупном городе, не в родной стране. В настоящее время работаю, пока не замужем. В последнее время стала замечать, что окружающие люди мне безынтересны. В душе пустота. Знакомилась с противоположным полом, но безуспешно — и к ним интерес быстро пропадает. С друзьями скучно. Не знаю, что со мной. Хочется, чтобы меня любили искренно и бескорыстно».

Ответ:

Хвала Аллаху, милость Которого безгранична, величие Которого недосягаемо! Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада, его род, его семью, его сподвижников и его последователей вплоть до Судного Дня! Аминь.

Причиной вашего состояния может быть местоположение. Если учесть, что вы живете в чужой стране, ежедневно сталкиваетесь с чужими нравами, традициями, культурой, цивилизацией, то вам, как иностранке, не просто мириться со всем этим. Образно, чужестранца можно представить человеком, на которого одевают одежду другого человека. Иначе это не назовешь, потому что в каждой стране свои многовековые особенности, с которыми невозможно не считаться. Наряду с этим, чужестранец имеет свои, нажитые годами в семье и столетиями предков, этнические особенности. Это проявляется и во внешнем виде, и в образе жизни, и в вероисповедании. Это отдельная глубокая тема, которой мы здесь не касаемся. Для меня важны переживания «чужестранца», о которых мы и поговорим ниже.

Итак, иностранцам тяжело и физически, и морально. И если есть огромная поддержка в лице семьи и друзей, то такой человек уживется в чужой стране. Но он постоянно находится «между двумя огнями»: Какой язык практиковать чаще: свой или зарубежный? Что можно позволить себе пить, есть, одевать, какой образ жизни вести? Очень сложно в таких обстоятельствах придерживаться одной линии и чаще всего человек выбирает быть где-то посередине. В результате: человек теряет свою самобытность и не становится своим в чужой стране. Он как бы в подвешенном состоянии: и не здесь, и уже не там. Это забирает силы и время на самовосстановление. Наверное, чужестранцы замечали, как они расслабляются и набираются сил по приезду в родные края.

Патриотизм — это не пустой звук и в его основе лежат гораздо более сложные механизмы, чем вы представляете, имеющие прямое воздействие на подсознание. Так, существует феномен «зова предков», объявляющий что опыт прародителей передается по наследству по мужской линии.

Керри Ресслер (Kerry Ressler) и Брайан Диас (Brian Dias) провели удивительный эксперимент, о котором рассказали в журнале Nature Neuroscience. Они подключили электрические провода к полу помещения, в котором находились самцы мышей. Периодически включали ток. Мышам становилось больно, и они убегали. Удары током по лапкам мышей ученые сопровождали запахом черемухи — распыляли ацетофенон, основной компонент этого запаха. После многократного — комплексного — воздействия зверьков перестали мучать электричеством. Только окатывали запахом. Унюхав ацетофенон, мыши вздрагивали, подпрыгивали и бежали прочь от «страшной» черемухи. Самое интересное началось на следующем этапе. От мышей, участвовавших в эксперименте, родилось потомство, током не битое и черемухи не нюхавшее. Когда потомство чуть подросло, ученые дали ему понюхать тот самый ацетофенон. Мышата отреагировали в точности, как их отцы. То есть, вздрогнули, подпрыгнули и убежали. Хотя их током не били. Далее — от второго поколения мышей, унаследовавших страх перед черемухой, родилось следующее. И его этот запах пугал. Разумно было бы предположить, что битые током и пуганые черемухой самцы мышей каким-то образом — пусть даже загадочным — передают свой опыт мышатам в процессе общения. Учат бояться. Но нет. В нескольких сериях экспериментов участвовали мышата, которые были зачаты в пробирке. И никогда со своими биологическими отцами не встречались. Но и они пугались ацетофенона, словно бы ожидали удара током. Объяснения феномену пока нет.

Условные рефлексы в процессе воспитания также надежно хранятся в памяти человека. Таким образом, на чужеземца влияют сразу два фактора: сознательное (установившиеся привычки и образ жизни при родителях) и бессознательное (феномен «зова предков»). Поэтому, тяжело ожидать от него поведенческой идентичности (такого же поведения, как у коренных жителей).

Это обстоятельство может мешать и самому иностранцу, ибо человек, являясь существом социальным, склонен искать общение и способы успешного взаимодействия. Его чуждость способна отталкивать если не коренных жителей, то его самого в виде неразрешенных комплексов и мышечных зажимов. В итоге, чужестранец начинает меняться и включать в свою самобытность элементы чужого этноса. Он приобретает элементы инаковости и частично разрешает свою проблему адаптации (жизнеспособности) на чужой земле.

И в этом нет ничего плохого при соблюдении одного условия — человек не должен разрушать свою самобытность. Последнее подобно обезличиванию. И если оно происходит, то организм вырабатывает  защитные механизмы в виде внешней раздражительности, а затем эмоциональной отчужденности, чтобы восстановить утраченные жизненные силы, которые приливают к нам от организации личных потребностей на основе многовекового этноса и привычек семьи. Таким образом, человек не принадлежит самому себе в той степени, в которой ему хочется думать. На формирование его личности (моральных устоев, трудовых навыков и т.д) оказывают влияние среда развития и воспитания, местообитания, а также наследственность.

Чтобы разрешить вашу душевную пустоту и социальную пассивность, нужно временно снизить темпы вашей жизнедеятельности и задуматься над вопросами: «Чего я хочу сейчас?», «Что мне мешает быть счастливой?», «Чему я не позволяю быть в своей жизни?», «Чтобы я хотела в ней изменить?». Поразмышляйте, приносят ли вам радость ваши ежедневные хлопоты, люди, с которыми вы сталкиваетесь? Что вас конкретно смущает в них и есть ли им замена — какая она? Не бойтесь быть откровенной с собой, делать шаги на пути  к познанию себя и своих возможностей. Чтобы быть счастливой, нужно на это решиться — про вас ли это? Не игнорируйте себя и свои потребности, если в них благо для вас. Пусть вас не отталкивают трудности, ведь, воистину, «за каждой тяжестью облегчение».

Также будьте внимательны к своей самобытности: практикуйте родной язык, хотя бы дома и в беседе с родственниками, изучайте историю своей страны и не забывайте ее героев, гордитесь своими «корнями», культурой, традициями так, словно вы доброжелательно показываете иностранцу достопримечательности своей земли. Навещайте своих родственников и близких людей, организуйте, хотя бы раз в год, поездку в свою страну. Поддерживайте общение со своими земляками и хотя бы раз в месяц устраивайте совместные чаепития. Надеюсь, мне удалось помочь вам.

Желаю вам радостей обоих миров! ИншаАллах.

Возможно, некоторые считают, что в исламе нет места любви к родине, но это не так. 
Имеются прямые доказательства от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, свидетельствующие о том, что любовь к родным местам существенна человеку. Так, Мутакки Хинди в книге «Канз аль-уммаль» приводит историю с Асылем аль-Гузали, который однажды прибыл к Пророку из Мекки. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и стал расспрашивать его о родном городе. А когда Асыль завел речь о Мекке, Посланник Аллаха воскликнул: «Асыль, погоди! Дай сердцу успокоиться». Любовь Пророка к родным землям — это известный факт.
И хвала Аллаху, Господу миров!

Эльвира Садрутдинова

140

Последние статьи
26.05.2017
Подробнее
03.05.2017
Подробнее
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.