Автор: Эльвира Садрутдинова
В высокочтимом Коране говорится о благочестивых верующих (смысл): «Это те, которые милосердны друг к другу» (Сура «Аль-Фатх», аят 29)
Анас, да помилует его Аллах, передает, что один человек находился в обществе Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и другой человек прошел мимо него. Этот человек сказал: «О Посланник Аллаха, я люблю этого человека». Посланник Аллаха спросил: «Ты сообщил ему об этом?» Он ответил, что нет. Пророк сказал: «Так сообщи ему». Затем этот человек догнал другого и сказал ему: «Я люблю тебя ради Аллаха». Он ответил: «Пусть Тот, ради Кого ты любишь меня (Аллах) полюбит тебя» («Сунан» Абу Дауда, 1522)
Вопрос:
«Мне сложно выражать свои чувства к своим близким — маме, папе, сестрам….Вместо этого я часто грублю им, а потом сильно жалею. Подойти обнять маму — это для меня очень сложно… Помогите советом».
Ответ:
Хвала Аллаху, Милостивому и Милосердному! Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада, его род, его семью, его сподвижников и его последователей вплоть до Судного Дня! Аминь.
Выражать свои чувства вам мешает неуверенность в себе. Вы продолжаете испытывать страх, что открывшись людям в своих чувствах, будете осмеянными или не найдете в них поддержки. Причиной тому может быть психотравмирующая ситуация, когда вы были лишены материнской ласки или в ответ на ваши чувства вы увидели от близких холодность и непонимание. Также, возможно, ваши члены семьи сами не привыкли выражать чувства, а вы лишь перенимаете от них этот опыт. Воспитание играет большую роль в формировании личности, ее привычек и образа жизни.
Сейчас для вас важно осознать насколько тяжело вам в таких условиях и что вы хотели бы изменить в себе и в окружающих, чтобы чувствовать себя комфортно. Обозначьте для себя ценность выражения чувств — вами и окружающими людьми к вам. Что дает вам это замечательное качество уметь выражать свои чувства и также принимать их? — Ответы на эти вопросы придадут вам силы, чтобы меняться самой.
Сложно выражать свою любовь, когда не позволяешь себе принимать ее от других людей. Так устроен человек, что дает, приняв, или в надежде получить что-то взамен. Только человек, обладающий хорошим нравом, может дарить благо, не прося и не ожидая ничего взамен. Но чтобы обладать таким хорошим нравом, нужно проявлять определенные усердия и быть свободным от психических расстройств. К примеру, человек страдающий истерическим расстройством личности не может успокоиться пока не получит то, что он пожелал и будет учинять провокации и истерики только для того, чтобы другие люди сделали то и ровно столько, сколько того хочет «истерик». Другие — здоровые способы взаимодействия и способность договариваться так, чтобы обеим сторонам было комфортно, ему просто неизвестны. В тоже время, человек далекий от религии, вероятнее всего, становится близким к патологии со стороны психической сферы жизнедеятельности человека. Таким образом, мои предположения, что искренность в религии — мера его психического благополучия. А вершина религиозности человека — это его хороший нрав.
Есть множество аятов и хадисов о проявлении любви и милосердия, прощения и сострадания… — то есть, выражения добрых чувств к людям. Все суры Корана, кроме одной — «Тауба» («Покаяние»), начинаются со слов: «С Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного». Ислам — религия милосердия. Она учит проявлять милосердие ко всем живым существам, даже плодовым деревьям и даже во время войн. Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, — Пророк милости и был явлен, как милость для всех живых созданий в обоих мирах! Нрав Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, — высший пример благонравия!
Не бойтесь в ответ на свою любовь получить нелюбовь или игнорирование ваших чувств. Подумайте и представьте, как будет выглядеть человек, который в ответ на ваше добро проявит зло или даже не добро и не зло — ничего? Кто будет выглядеть достойнее и своим нравом находиться ближе к нраву лучшего из рода человеческого — Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует? — Вы или человек, который на ваше добро отвечает злом или отчуждением? Конечно, ваша добродетель возвысит вас перед человеком, в чьем сердце нет места любви. Поймите, что ваше поведение напоминает детскую реакцию отгородиться от опасений и тревог быть нелюбимой. Но вы уже взрослая девушка и вполне можете сами дарить любовь вместо того, чтобы ожидать ее от людей, которые по тем или иным причинам не могут дать ее вам взамен. Стоит ли лишать себя тех благ, которые вы получаете, проявив к людям милосердие? — В этом и в том мире вы возвышаетесь. И это неизбежно.
Поразмышляйте, что может произойти с вами, если в ответ на ваши слова любви и нежные объятия матери, отца, сестер, вы услышите слова раздражения и физическое отчуждение? — Вы умрете или потеряете дар речи, или будете неспособными что-то делать? Так ли уж это катастрофично? Во-первых, вы не знаете мотивов их поступка: это не обязательно нелюбвоь к вам. У них быть может, нет настроения или для них это что-то непривычное и т. д. А во-вторых, даже если близкие вам люди настроены к вам враждебно — это ли причина так расстраиваться? Потерять довольство Всевышнего Аллаха, от Которого мы, действительно, зависим не только своими благами, но и самой жизнью — вот это весомая причина для беспокойства. Но даже если допустить, что близкие люди к вам враждебны, вы должны показать им, что ваше положение выше, а деяния достойнее. Вы можете доказать это через ваши благие деяния, направленные к ним, включая слова любви и ласку. Ведь мусульмане не должны не любить людей, а должны не любить поступки этих людей, если они противоречат шариату. Поэтому нет реального повода не выражать свою любовь родственникам. А ее выражение лишь докажет ваше психическое благополучие и подъем духовности. То же самое можно сказать про всех людей.
Я желаю вам благ ахирата и этого мира! Мира и любви вашей семье! ИншаАллах. И хвала Аллаху, Господу миров! Аминь.
«Совершение добра и по отношению к хорошему и по отношению к плохому является следующим, после уверования, признаком (основой) ума» (Табрани)
«Когда человек любит своего брата, ему следует сообщить ему, что он любит его» («Сунан» Абу Дауда, № 5124; «Сунан» Тирмизи, № 2393)
Эльвира Садрутдинова