Психологическая помощь - "У моего знакомого неуравновешенный характер, ему нужна помощь" - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Психологическая помощь — «У моего знакомого неуравновешенный характер, ему нужна помощь»

Автор: Эльвира Садрутдинова

Вопрос:  

«Ас-саламу алейкум. Есть один знакомый, которому хочется помочь. Он воспитывался в неблагополучной семье. В его жизни было мало любящих людей и поддержки. Он неоднократно «срывался» в соблазны этого мира. Так он уравновешенный и доброжелательный, целеустремленный, но, бывает, может внезапно уйти, повернув свою жизнь в противоположную сторону. Мало что из намеченного им доделывает до конца. Личная жизнь не складывается. Не один раз задумывался о том, чтобы покончить жизнь самоубийством, но, хвала Аллаху, не приводил задуманное в реальность. Он сам ищет помощи у людей и опасается, что снова его «понесет» не туда, где ему, действительно будет хорошо».

Ответ:

Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что один человек сказал Пророку ﷺ: «Сделай мне наставление!» Он  ответил: «Не гневайся». Этот человек повторил свою просьбу несколько раз, и Пророк ﷺ повторил “Не гневайся” несколько раз. (аль-Бухари). В другой версии этого хадиса говорится, что этот человек сказал: «И я подумал над тем, что сказал Пророк ﷺ и понял, что гнев содержит в себе все зло» (Ахмад).

Уа алейкум ас-салам. Хвала Аллаху, Господу миров! Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада, его род, его семью, его сподвижников и последователей вплоть до Судного Дня! Аминь.
Ваш запрос на психотерапевтическую работу и, возможно, психокоррекцию медикаментозными препаратами. Чтобы оценить тяжесть течения волнующих вас симптомов, нужная очная консультация как с психотерапевтом (или клиническим психологом), так и с психиатром. Я советую в ближайшее время обратиться за помощью к вышеуказанным специалистам. Здесь же я опишу вам возможные причины такого поведения вашего знакомого и покажу выходы из создавшейся ситуации.

Итак, поведение вашего знакомого напоминает поведение человека с пограничным расстройством личности. Для таких людей крайне важно знать и видеть любовь к ним со стороны людей. И если для обычного человека критика и негативные эмоции в их адрес кажутся неприятными и не более того, то для людей с ПРЛ это явление носит катастрофический характер, требующий срочных мероприятий, которые со стороны выглядят не совсем адекватными, а порой откровенно паталогическими, например, саморазрушающие эпизоды.

Поэтому с такими людьми ВСЕГДА нужно разговаривать мягко, нежно, выделять их положительные стороны и умалчивать отрицательные или критиковать их осторожно, сказав им сперва слова любви. Они нуждаются в доказательствах любви и очень уязвимы к пренебрежению ими. С такими людьми трудно приходиться в общении и совместной жизни, но такие люди имеют склонность искренно и самоотверженно благодарить за ту доброту и постоянство в любви, которые им обеспечивают со стороны.

Вы пишете, что ваш знакомый не доделывает задуманное. Это неудивительно, потому что результат его цели зависит от очень многих обстоятельств, среди которых оценка людей к его личности и к его труду. Порой он не различает себя и свою работу, а неодобрительная критика его труда равнозначна неодобрению его личности. Последнее для него не просто унизительно, но непреодолимо тягостно, чего он всем силами пытается избежать. Человек с ПРЛ стремится туда, где его любят, и он убегает оттуда, где есть малейший намек на недовольство его персоной.

Последнее обстоятельство может вызвать в нем тревогу, депрессию, увлечение азартными играми, злоупотребление алкоголем, беспорядочные половые связи, инфекции, передающиеся половым путем, употребление наркотиков, драки, ДТП и т. д.

Важно открыто и ясно, стабильно и надежно любить человека с ПРЛ. Но жить в тепличных условиях человек с ПРС не сможет, как бы вы не старались, потому что за одним любящим есть десять «нелюбящих» людей. Поэтому было бы хорошо, если ваш знакомый интересовался пограничным расстройством личности и сам делал для себя открытия. Важно привести его к осознанию им своих страхов и тревог, дать много поддержки и показать ему возможности к удовлетворению его желания быть любимым и научиться самому брать от себя поддержку в случаях неуспеха. Такое возможно в работе с психотерапевтом.

Пограничная личность приносит в психотерапевтический процесс все свои особенности, в частности, метания от идеализации своего помощника до презрительного к нему отношения и восприятия его, как злодея, когда дела идут плохо. Компетентный специалист интегрирует эту борьбу, оставаясь примером надежных отношений, что приводит к снижению у пациента интенсивности общего страха быть отвергнутым. Психотерапия может проходить в индивидуальном, семейном или групповом формате.

Ключевым является качество отношений, которые возникают в психотерапевтическом процессе между страдающим и специалистом. Психотерапевт и клиент с ПРЛ  — это, возможно, первая модель отношений для вашего знакомого, которая протекает в условиях доверия, искренности, поддержки, осознания и доброжелательности. Психотерапевт учит клиента осознавать себя и свои возможности, не зависеть от мнения окружающих людей и брать поддержку от себя самого и продуктивного контакта с внешним миром.

Какие виды психотерапии предпочтительны? : Когнитивная, поддерживающая, позитивная, рациональная, поведенческая, психоанализ, гештальт-терапия. Важна не методика психотерапии, а качественные отношения между терапевтом и клиентом, которые лечат и предотвращают фрустрирующие (разочаровывающие) моменты в мышлении пациента.

А помочь может многое:

• Медитация на самоосознание (через тело, эмоции и чувства)

• Тренинг толерантности

• Навыки управления эмоциональными состояниями

• Осознание ограничивающих убеждений и внедрение в практики альтернативных стратегий поведения

• Отделение собственных мыслей от мыслей окружающих

• Оценка поведенческих и эмоциональных автоматизмов и замена их на осознанное поведение

• Переосмысление прошлого травматического опыта

Лекарства не могут вылечить пограничное расстройство личности, но они могут помочь в разрешении сопутствующих проблем: тревожности, депрессии, импульсивности. Могут применяться антидепрессанты, антипсихотические препараты, нормотимики и транквилизаторы. Лекарства всегда должны быть соответствующим образом назначены врачом, в адекватных дозах, и с последующим последовательным контролем.
Советы для общения с человеком, с пограничным расстройством:

1. Будьте реалистичны. Не в вашей власти устранить пограничное поведение другого человека, независимо от того, насколько вы близки друг с другом. Только сам человек может сделать это. Ваша цель состоит в том, общаться, уважая себя и своего близкого.

2. Уйдите в случае необходимости. Вы не должны мириться с угрозами физической расправы,  эмоциональным или словесным насилием.

3. Упрощайте речь. Обсуждение с пограничной личностью важных вопросов часто сопровождается высоким накалом эмоций, а эмоциональность может затруднять понимание. Сделайте каждое свое предложение коротким, простым и ясным. Не оставляйте места для неправильного толкования.

4. Разделяйте человека и его поступки. Дайте понять своему близкому с ПРЛ, что вам не нравится его поведение, а его самого вы любите. Скажите предельно ясно, что, когда вам не нравится его поведение, это не означает, что вы не любите его. Вероятно, вам придется повторять это много-много раз.

5. Обращайтесь к чувствам прежде, чем говорить о фактах. Обычно в разговоре факты идут перед чувствами. Мы оцениваем фактическое, случившееся и только затем эмоционально к этому относимся. Но люди с пограничным расстройством личности часто ставят телегу перед лошадью. У них есть определенные чувства, такие как страх быть отвергнутым, и поэтому они нередко изменяют фактическое в соответствии со своими чувствами.

6. Утверждайте свое мнение. Не оправдывайтесь в ответ на атаки или угрозы своего пограничного партнера. Сохраняя спокойствие, продолжайте подтверждать свою точку зрения. Если вы чувствуете, что партнер нападает еще сильнее, скажите: «Что-то становиться слишком жарко от этого разговора, вернемся к нему через час». Затем уйдите.

7. Задавайте вопросы. Не делайте отвечающим только себя. Делайте обсуждаемое не только своей проблемой, но и проблемой своего пограничного партнера. Спрашивайте об альтернативных решениях. Например, просто: «И что, как ты представляешь, мы должны делать дальше?» Или в виде более сложной конструкции: «Ты настаиваешь на своем, я никак не могу с этим согласиться. Как, по-твоему, можно решить эту проблему?»

8. Помните о контексте жизни. Есть хорошее время, для какого-то разговора, есть неподходящее. В жизни вашего близкого с ПРЛ могут происходить события, которые делают его особенно уязвимым, например, потеря работы. В такие периоды лучше отложить серьезные разговоры на потом.

9. В разгар напряженного разговора, который становится непродуктивным из-за эскалации конфликта, используйте приемы откладывания, отвлечения, обезличивания, и отсоединения.

Откладывание. Скажите своему близкому: «Почему бы нам не подумать обо всем этом и поговорить об этом позже?» или «Дай мне немного времени, чтобы подумать о том, что ты говоришь» или «Твои чувства важны для меня, и мне нужно некоторое время, чтобы понять их.».

Отвлечение. Предложите, например, сделать что-нибудь вместе: приготовить ужин, сходить в магазин, побелить потолок на кухне.

Обезличивание. Речь идет о некотором обезличивании самого себя. Важно постоянно напоминать себе, что критика в ваш адрес нереальна для вас, но реальна для вашего пограничного партнера. Не принимайте негативные комментарии вашего близкого лично. Такова природа этого расстройства: он чувствует угрозу отвержения вообще, а адресует ее только вам.

Отсоединение. Не давайте себе быть вовлеченным в эмоциональную бурю. Вы можете быть вовлечены в жизнь человека с ПРЛ, нор не стоит быть вовлеченным в его расстройство.

Описанные рекомендации важны не только в фазе негативного отношения со стороны партнера с ПРЛ. Все это верно и тогда, когда он находится на пике положительных эмоций.

Импульсивность является ключевой чертой людей с пограничным расстройством личности, в том числе и положительная импульсивность. Важно не давать себе быть вовлеченным и в такую импульсивность тоже. Людям, чьи близкие страдают ПРЛ важно быть рядом с любимым, но не быть частью его расстройства.

Религиозная часть ответа:

Как было уже отмечено, пограничное расстройство личности характеризуется гневливостью и импульсивным поведением.

Что можно сделать, чтобы под корень убрать последствия ПРЛ? «Ведь гнев содержит в себе все зло»:
1. Прибегать к Аллаху от сатаны:

Сулейман ибн Сард сказал: «Я сидел вместе с Пророком ﷺ, когда двое мужчин начали ругаться друг с другом так, что лицо одного из них покраснело, а вены на шее вздулись. Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине я знаю слова, произнеся которые, он избавится от того, что его постигло: Я прибегаю к Аллаху от проклятого сатаны» Хадис передали имамы аль-Бухари и Муслим.

Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда кто-то гневается и скажет “Я прибегаю к Аллаху от проклятого сатаны”, то его гнев стихнет». Сахих Джами’ Сагир.

2. Сохранять молчание:

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда кто-то из вас гневается, пусть замолчит». Хадис приводит Имам Ахмад.

И это наставление было дано по причине того, что гневающийся не контролирует свои чувства в большинстве случаев и может сказать слова неверия, да убережет нас Аллах от них, или проклятия, или может дать развод, который разрушит его семью, или в его словах будет ругань и порицание, которое может привести к вражде и неприязни со стороны окружающих. Вкратце: молчание является решением, помогающим избежать всего вышеперечисленного.

3. Не двигаться:

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда один из вас гневается, то пусть он сядет, если стоит. Если его гнев не пройдет, то пусть он ляжет».

Этот хадис передал Абу Зарр (да будет им доволен Аллах), и с этим хадисом связана следующая история: Абу Зарр поил своего верблюда водой из своего колодца, когда мимо него проходили люди, один из которых сказал: «Кто из вас опередит Абу Зарра (в черпании воды из колодца) таким образом, чтобы у него волосы встали дыбом?» Один из них вызвался это сделать, и в результате сломал колодец. Абу Зарр полагал, что человек собирается ему помочь напоить верблюда, а вместо этого он его обидел и сломал колодец. После этого Абу Зарр сел, а затем лег. Когда его спросили о том, почему он сначала сел, а затем лег, он ответил: «Посланник Аллаха ﷺ сказал…» и далее упомянул приведенный выше хадис (Муснад имама Ахмада).

Это наставление Пророка ﷺ направлено на удерживание гневающегося от безрассудных поступков, которые могут привести к драке, нанесению увечий или даже убийству или же действий, которые пагубно скажутся на его имуществе и т д. И поэтому, человек в сидячем положении менее подвержен ярости и возбуждению, а в лежачем положении, он еще меньше предрасположен нанести кому-либо вред.

Выдающийся ученый аль-Хаттабий передал толкование данного хадиса от Абу Дауда: «Стоящий сам по себе готов к дальнейшим действиям, удару и т д. Сидящий – менее способен на это, а лежащий – не способен на подобные действия (если он не встанет). И повеление Пророка ﷺ сесть или лечь направлено на удержание гневающегося от действий, в совершении которых он будет раскаиваться потом».

4. Следовать завещанию Посланника Аллаха ﷺ:

Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что один человек сказал Пророку ﷺ: «Сделай мне наставление!» Он  ответил: «Не гневайся». Этот человек повторил свою просьбу несколько раз, и Пророк ﷺ повторил “Не гневайся” несколько раз. Хадис передал аль-Бухари. В другой версии этого хадиса говорится, что этот человек сказал: «И я подумал над тем, что сказал Пророк ﷺ и понял, что гнев содержит в себе все зло» (Муснад Ахмада).

«Тот, кто сдержит себя в гневе, в то время как он может совершить какое-либо действие в соответствии с ним, наполнит Аллах (Свят Он и Велик) его сердце довольством в День Воскресения». Хадис передал ат-Табарани.

Также другая великая награда обещана Пророком ﷺ: «Того, кто сдержит свой гнев, в то время как он может действовать в соответствии с ним, вызовет его Аллах (Свят Он и Велик) перед своими творениями в День Воскресенья и позволит ему выбрать из гурий ту, которую он пожелает».  Хадис передал Абу Дауд.

5. Понимать высокий статус и преимущества того, кто контролирует себя:

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не тот силен, кто может победить в борьбе, а тот силен, кто сможет сдержать себя во время гнева». Ахмад.

И чем сильнее гневается человек, тем выше статусом бывает тот, кто сможет себя сдержать. Сказал Пророк ﷺ: «Самый сильный — тот, кто у кого от гнева покраснело лицо и вздулись вены, и он смог победить свой гнев». Хадис привел Имам Ахмад.

Анас (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк ﷺ как-то проходил мимо дерущихся людей и спросил: «Что это?» Ему ответили, что один из дерущихся самый сильный, и если он дерется с кем-то, то он его всегда побеждает. Пророк ﷺ сказал: «Не указать ли вам на того, кто сильнее его? Это тот, по отношение к которому совершили несправедливость, а он сдержал свой гнев и победил его, и победил своего шайтана и шайтана того, кто его притеснил». Хадис передал аль-Баззар.

6. Следовать примеру Пророка ﷺ в гневе:

Пророк ﷺ является нашим лидером, и он установил для нас высочайший пример для подражания в этом вопросе, как это передано в ряде хадисов. Одним из самых известных является хадис от Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я шел вместе с Посланником Аллаха ﷺ и он был в наджранском плаще с грубым воротником. К нему подошел бедуин и схватил его грубо за край плаща, и я увидел следы от воротника плаща на его шее. Затем бедуин сказал: «О Мухаммад, дай мне некоторые из богатств Аллаха, что Он тебе дал». Пророк ﷺ повернулся к нему и улыбнулся, а затем приказал, чтобы ему дали что-то».

Еще один способ, которым мы можем следовать примеру Пророка ﷺ, это сделать свой гнев ради Аллаха, когда Его права нарушены. Этот вид гнев, заслуживающий высокой оценки. Так Пророк ﷺ рассердился, когда ему сказали об имаме, который отпугивал людей от молитвы, читая слишком длинные суры Корана. Он также разгневался, когда увидел занавеску с изображением живых существ в доме Аиши (да будет доволен ею Аллах). Он разгневался также, когда Усама говорил с ним о женщине из племени Махзум, которая украла, сказав: «Неужели вы заступаетесь за того, кто нарушил одну из границ Аллаха?», а также когда ему задавали вопросы, которые ему не нравились. И его гнев был исключительно ради Аллаха.

7. Понимание того, что противление гневу является одним из признаков праведности:

Это те, которых восхвалил Аллах в Своей Книге и Его Посланник ﷺ и приготовил для них сады Рая, ширина которого как небеса и земля. И из их качеств: «…которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро» (сура «Семейство Имрана», аят 134).

И это те, благородные нравы которых и их прекрасные качества и деяния были упомянуты Аллахом, и те, кем восхищаются люди и стараются быть на них похожи. И одним из их качеств является: «… которые избегают великих грехов и мерзостей и прощают, когда гневаются» (сура «Шура», аят 37).

8. Прислушиваться к напоминанию:

Гнев является частью человеческой природы, который проявляется у людей по-разному. Сдерживать гнев может быть очень тяжело для человека, но тот, кто искренен, если ему напомнить об Аллахе в минуты приступа гнева, вспомнит Его, и не выйдет за пределы Его установлений. Ниже приводятся некоторые примеры таких людей:

Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими Аллах) сообщил, что мужчина попросил разрешения поговорить с Умаром ибн аль-Хаттабом (да будет доволен им Аллах), и когда получил его, сказал: «О ибн аль-Хаттаб, ты не даешь нам достаточно (из имущества) и ты не судишь между нами по справедливости». Умар (да будет доволен им Аллах) был так зол на него, что он готов был ударить его, когда аль-Хурр ибн Кайс, который присутствовал при этом, сказал: «О правитель правоверных, Аллах сказал своему Пророку ﷺ: “Прояви снисходительность, вели творить добро и отвернись от невежд” (сура «аль-А’раф», аят 199). Поистине этот человек один из невежд». И клянусь Аллахом, Умар не смог преступить повелений этого аята, зачитанного аль-Хурром и остановился, придерживаясь Книги Аллаха. Передал аль-Бухари.

Именно таким должен быть мусульманин, и не должен быть подобен лицемеру, который, когда один из сподвижников привел хадис Пророка ﷺ: «Ищите убежища у Аллаха от шайтана», ответил: «Вы думаете, что я сошел с ума? Уходи!» Передал аль-Бухари.

9. Понимание пагубных последствий гнева:

Негативных последствий гнева много, и все они наносят ущерб как самому гневающемуся, так и окружающим. Человек в гневе может произносить слова клеветы и непристойности, он может нападать на других (физически) не контролируя себя, вплоть до убийства.

Следующая история содержит ценный урок:

Иклима ибн Ваиль сообщил, что его отец (да будет доволен им Аллах) сказал ему: «Я сидел с Пророком ﷺ, когда один человек пришел к нему, ведя другого человека, привязанного к веревке. Он сказал: «О Посланник Аллаха, этот человек убил моего брата». Посланник Аллаха ﷺ спросил его: «Ты убил его?». Он сказал: «Да, я убил его». Он спросил: «Как ты убил его?». Он сказал: «Он и я трясли дерево, чтобы опавшие листья стали кормом для животных, и он оклеветал меня. Я разгневался, ударил его голове топором и убил его…» Хадис приводится в Сахихе Муслима.

Гнев может привести к меньшему, чем убийство, может привести к избиению или причинению другого вреда. Если тот, кто вызвал гнев, убежал, то гневающийся обращает свой гнев на самого себя, и он может рвать на себе одежду, или бить себя по щекам, или может упасть без сознания, или у него может случиться припадок, или он может обратить свой гнев на окружающие его предметы и бить посуду или ломать мебель.

В худшем случае, гнев приводит к разрыву семейных отношений, то есть разводу. Спросите многих из тех, кто развелся со своими женами, когда и как они развелись, и они скажут вам, что дали развод именно в момент гнева. Этот развод приводит к страданиям детей, сожалению и разочарованию, тяжелой и трудной жизни — и все это, как результат гнева. Если бы они вспомнили Аллаха, сдержали гнев и искали убежища у Аллаха, ничто из этого не случилось бы. Однако противодействие шариату приводит только к убыткам.

А тот вред, который наносит гнев человеческому здоровью, могут описать только врачи: тромбоз, повышение артериального давления, тахикардия (аномально учащенное сердцебиение) и гипервентиляция (быстрое, поверхностное дыхание), которое может привести к фатальным сердечным приступам, диабету и другим проблемам. Мы просим Аллаха для нас хорошего здоровья.

10. Гневающийся должен видеть себя со стороны в моменты гнева:

Если бы сердитый человек мог видеть себя в зеркале, когда он злится, то ему очень не понравилось бы, как он выглядит. Если бы он видел, как он меняется, и как его тело начинает трясти, и как его сущность начинает  меняться, как его глаза начинают сверкать нездоровым блеском, и как его поведение начинает выходить из под контроля, начиная походить на поведение сумасшедшего, он стал бы презирать себя и был бы возмущен своим внешним видом. Хорошо известно, что внутреннее уродство хуже, чем внешнее, и как радуется шайтан, когда человек находится в таком состоянии! Мы ищем убежища у Аллаха от шайтана и от того, чтобы оказаться из числа потерпевших убыток.

11. Дуа:

Дуа является оружием верующего, с помощью которого он просит Аллаха, чтобы Он защитил его от зла, бед и плохого поведения, и ищет прибежища у Него от впадения в неверие или совершения неправомерных действий из-за гнева. Одна из трех вещей, которые могут помочь гневающемуся спастись, это: быть справедливым как в моменты довольства, так и в моменты гнева. Сахих аль-Джами. Одним из дуа Пророка ﷺ был:

«О Аллах, прибегаю к Твоим знаниям сокровенного и к Твоей власти над творениями. Дай мне жизнь, если Ты знаешь, что жизнь лучше для меня, и забери мою душу, если Ты знаешь, что смерть лучше для меня. О Аллах, я прошу у Тебя богобоязненности, скрыто и явно, и также прошу у Тебя слово истины в довольстве и гневе, и прошу у Тебя умеренности в бедности и богатстве, и прошу у Тебя непрекращающегося благословения и усладу для глаз, которая не заканчивается. Прошу у Тебя довольства после Расчета и благой жизни после смерти. О Аллах, дай мне насладиться лицезрением Твоего лика и встречей с Тобой без вреда или вводящей в заблуждение фитны. О Аллах, укрась нас украшением веры и сделай нас из тех, кто ведет и следует по прямому пути».
И хвала Аллаху, Господу миров.

Эльвира Садрутдинова

131

Последние статьи
15.10.2017
Подробнее
11.10.2017
Подробнее
02.06.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.