Психологическая помощь: "Как исправить дурной нрав?" - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Психологическая помощь: «Как исправить дурной нрав?»

Автор: Эльвира Садрутдинова

 

Вот такое письмо пришло ко мне от одной девушки:

«после намаза думала написать вам на сайт, а тут как раз новость о психологической помощи…спасибо)
Я с детства обладаю нехорошим нравом — не люблю отвечать на вопросы бабушки и мамы, часто обижаю их, говоря грубости или ненужную правду в лицо, за это меня и ругали, и били,но все равно обращаются хорошо,а я — нет…часто не терплю чужой несправедливости, и как следствие, ругаюсь на учебе и работе иногда.
Просто хочу понять — как изменить свое дурацкое мышление от «все хотят меня унизить» на «все меня любят»? Я хочу так же,как моя сестра, уметь легко переносить подколы или даже грубости, не воспринимать так яростно все это, улыбаться в ответ на зло… я недавно в тарикате, и пытаюсь осадить свой нрав, даю себе обещания, но сила воли какая-то расшатанная, и что ужасно, я понимаю,что грех не повиноваться родителям,и недостает богобоязненности..оправдываю себя всегда тем, что:
1)воспитали не так 2)росла без отца 3)находилась в детстве рядом не с самыми добрыми людьми (дяди,тети,братья).
Помогите! Я так не хочу жить такой мерзкой! Я прошу Аллаха исправить мой нрав,и дать мне хороший! Очень жду ответа,да поможет вам Аллах».

Мой ответ:

Ассаляму алейкум. Прочитала ваше письмо, сестра. У вас хорошие намерения и открытое сердце, альхамдулиллях ! Мне хочется помочь вам, иншаАллах.
Хотелось бы уточнить: вы пишете — «с детства обладаю нехорошим нравом», это было всегда, как вы себя помните или случилось после какого-то памятного вам неприятного происшествия? Это важный момент, ибо если вы утвердительно ответите на первое, то лечение будет одним, а если на второе, то другим.

Предположу из ваших слов, что проблема с нравом у вас существовала всегда, как вы себя помните. Мне неизвестно каких масштабов достигает ваш «дурной нрав». Вы лишь упомянули, что «говорите грубости и ненужную правду в лицо», что ругаетесь дома, на учебе и на работе. Причиной ссор, я поняла, является нетерпеливость к несправедливости. Где-то в глубине души вы вините мать, что она «воспитала вас не так», «растила без отца», «оставляла с не самыми добрыми людьми». В этой фразе я увидела  обиду на отсутствие любви и присутствия мамы в детстве, отсутствие отца со всеми его положительными качествами: любовь, внимание, забота, защита и т.д. Также, в ваших словах я заметила, что вы чувствуете себя виноватой перед мамой и бабушкой, и возможно, перед теми, с кем еще ругаетесь на учебе и на работе.

Ваша нелюбовь к вопросам мамы и бабушки может сообщать о вашем уязвимом чувстве безопасности. И мне интересно, такое происходит по отношению ко всем людям или только с ними? Если «со всеми людьми», то мой вам совет — проиграть у себя в голове ответ этим людям, а затем воспроизвести это наяву. И вы увидите, что ничего плохого с вами при этом не случилось, вы лишь сделали доброе дело, успокоив сердца любопытствующих людей, особенно близких. Если же подобное случается только с мамой и бабушкой, то это повод задуматься: не обидели ли они вас, и почему у вас к ним грубое и избегающее поведение? В этом случае требуется очная работа с психотерапевтом, ибо в работе могут проявиться самые разнообразные чувства и эмоции, которые могут потребовать корректировки и бережного ведения психотерапевтом. Своей нетерпеливостью к несправедливости и правдивыми речами в лицо собеседнику вы пытаетесь построить возле себя безопасную атмосферу справедливости и отсутствия лжи, которых, возможно, были лишены в детстве. И, таким образом, ваша «ругань» есть последствие дефицита в детстве и стремление восполнить этот дефицит. Механизм ссор понятен, но что вы испытываете после этих ссор? — чувство вины и стыд, ваша самооценка падает, вы снова вводите себя в положение «жертвы», которой были в детстве в условиях дефицита справедливости и отсутствия лжи. И происходит очень интересная модель поведения: в глазах людей, которым вы грубите и говорите правду в лицо, с которыми конфликтуете, вы «тиран», а чувствуете себя «жертвой». Ваша реальность и реальность этих людей идут врозь — отсюда непонимание между вами. Вы желаете для себя одно, а получаете совсем обратное. Эта почва для пониженной самооценки, пониженного настроения и т.п. В такой обстановке вам приходится непросто и ваше желание что-то изменить понятно.

Вам нужно осознать, что чтобы не происходило в прошлом: обиды на мать и бабушку, вы сейчас взрослая девушка и можете сами удовлетворить свои основные потребности, постоять за себя, то есть не являетесь «жертвой», а ваши провокации на ссоры есть ваша тактика «спасателя» самой себя в прошлом и как проекция на себя — спасение окружающих в настоящем времени. Посмотрите в настоящем — нуждаетесь ли вы в помощи и нужна ли она окружающим? Своим стремлением к справедливости и уличению лжи в выбранном вами формате коммуникации в виде грубости и ссор вы добиваетесь еще большей несправедливости и неправды в отношении самой себя. Вы портите отношения с окружающими людьми, даже самыми близкими, теряете друзей, а растраченные вами эмоции плохо сказываются на успеваемости в учебе и отрицательно влияют на микроклимат на рабочем месте и вашу продуктивность. Если хотите торжества таких добродетелей, как справедливость и правда, то делайте это с не менее добрыми поступками. А конфликты и грубость не есть лучший метод борьбы со злом — несправедливостью и ложью. «Добро с кулаками» не делается.

Аллах о гневе говорит в Благородном Коране:

«Клянусь! Если человек проявляет терпение к несправедливости и прощает обидчика, не защищаясь и не мстя ему, когда прощение не способствует утверждению бесчинства на земле, то это — из поступков, которых разумному человеку следует придерживаться» (сура «Аш-Шура, 43 аят).

«Не равны добродеяния и злодеяния. Отклоняй зло, если оно пришло к тебе, добром, и тогда, в скором времени, тот, с которым ты враждуешь, будет твоим близким другом и сторонником» (сура Фуссилат, 34 аят).

Есть много хадисов на эту тему: «Мусульманин говорит благое или молчит» (Абу Хурайра).

Передано от Муслима, что пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, трижды сказал одному спрашивающему у него совета бедуину: «Не гневайся».

«Поистине, гнев — это раскаленный уголь. Если кто-нибудь из вас найдет этот раскаленный уголь, то есть разгневается, когда будет стоять, пусть сядет, а если будет сидеть, пусть ляжет» (Факих, Абу Сагид аль-Худри).

«В Судный день сердце того, кто сдерживал свой гнев имея силы излить его, Аллах наполнит Своим довольством» (Абу Умама).
«…Он (Аллах) велит давать тому, кто станет отказывать тебе, и прощать того, кто несправедлив к тебе» (передано от Факиха, р.г).

Кроме того, когда человек ругает другого, ангел отвечает ругающему, но стоит поруганному открыть свой рот, ангел уходит и вместо него появляется шайтан.

Хасан Басри, р.г, сказал: «У того, кто много говорит, будет много ошибок. У кого много богатства, у того будет много грехов. Тот, кто имеет дурной характер, будет мучить себя».

Сообщается, что, поистине, Иса (мир ему) сказал: «Не говорите много слов без упоминания Аллаха, иначе почернеют ваши сердца. Черное сердце далеко от Аллаха, но вы не знаете».

Один из сахабов сказал: «Если ты заметишь черноту в сердце, слабость тела и отсутствие пропитания, то знай, что ты говорил бесполезные слова».

Мне неизвестны содержание и контраст ваших конфликтов. Но если они постоянно мешают вам жить, учиться и работать, то я рекомендую вам обратиться к коллегам психиатрам, которые помогут подобрать, подходящее вам лекарство. И не нужно опасаться консультации психиатра— он такой же врач, как и психотерапевт, только методами лечения у него являются медикаментозные препараты. Иногда психотерапевты работают совместно с психиатрами, ибо последние могут порекомендовать выбор препаратов от бессонницы, тревоги, страхов, которые улучшают и выравнивают эмоциональный фон. Даже женщины при климаксе могут обратиться к психиатру с самыми разнообразными причинами соматического и психологического характера. Это я пишу к тому, чтобы вы не опасались обращения к психиатру со своими жалобами, если они носят выраженный, стойкий характер и касаются всех сфер вашей жизнедеятельности: конфликты и дома, и на учебе, и на работе.

Вы пишете, что хотите поменять свое мышление — «все хотят унизить меня» на «все любят меня». Во-первых, не могут все хотеть того, о чем вы пишите. И даже если среди людей найдутся те, которые, действительно, хотят вас унизить, то своими словами и поступками по отношению к вам они унижают сами себя перед Аллахом, в Судный День они будут спрошены об этом, а вы сможете воспользоваться их злодеяниями по отношению к вам и забрать у них добродеяния в свою чашу весов или отдать им свои злодеяния в  День Воздаяния.

«Кто совершил на вес пылинки добра, тот увидит его в свитке своих деяний, и Аллах воздаст ему за него. Кто совершил на вес пылинки зла, тот также увидит его, и ему воздастся за него. Ведь Аллах не поступает несправедливо ни с кем» (сура 99, 7 и 8 аяты).

Однажды ал-Хасан ал-Басри, р.г, отправил тарелку со свежими финиками человеку, который злословил о нем, со словами: «Я слышал, что ты вписал свои благодеяния в мою книгу деяний. Я хотел отблагодарить тебя. Извини за то, что наш подарок не такой большой, как твой».

Любить вас все люди тоже не могут, и это нужно принять, как данность. Это происходит в силу того, что людей много, и они разные, и не все из них разделяют с вами ваши интересы и жизненную позицию, и не со всеми из них вы контактируете. Поэтому, нужно ценить любовь близких и родных людей к вам, стараться отвечать им взаимностью и, тем самым, крепить узы любви и родства между вами. Да поможет вам Аллах! Амин.

Рекомендую вам заняться сказкотерапией. Это очень увлекательное занятие, которое скажется на вас, иншаАллах, благотворно. Сказки прививают полезные инроекты («что такое хорошо» и «что такое плохо», как нужно и не нужно поступать), в них народная мудрость и ролевые коммуникации со сказочными персонажами (то есть учат общению). К тому же в народных сказках раскрывается темперамент и менталитет народов мира, и вы через них узнаете характер и образ национального героя.
Ведь сказано в Благородном Коране:
«О люди! Мы сотворили вас равными от одного мужчины и одной женщины – Адама и Хавы – и, размножив вас, сделали многими народами и разными племенами, чтобы вы знали друг друга и сотрудничали друг с другом. Поистине, перед Аллахом самый достойный и почтенный из вас на этом и на том свете – наиболее богобоязненный. Поистине, Аллах объемлет всё сущее Своим знанием. Он Сведущ и от Него ничто не скроется» (49:13).

Дальше вы пишете, что «пытаетесь осадить свой нрав». Каждому человеку нужно улучшать свой нрав и очищать свое сердце. Хорошо, что вы занимаетесь поминанием Аллаха и поклонением Ему. Будьте постоянны в малом, и это будет выглядеть перед Аллахом вашим большим достижением.

Я присоединяюсь к вашим дуа сделать ваш нрав благородным и прошу Аллаха того же для себя. Надеюсь, мне удалось помочь вам. Пусть Аллах услышит наши дуа и ответит лучшим! Амин.

                                                                                                                            Эльвира Садрутдинова

1841

Последние статьи
04.03.2020
Подробнее
18.10.2019
Подробнее
20.06.2019
Подробнее
© 2024 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.
Top