Реклама - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Реклама

Автор: Эльвира Садрутдинова

 

Реклама «облегчает» нам жизнь, положительно заряжает в эмоциях, настраивает на приобретение «решения всех проблем», «получения удовольствия»,  «престижа» и т.д., с ней нам кажется, что мы чувствуем себя «на высоте». Мы привыкли к этим красиво кричащим слоганам, что обращаются к нам везде, где бы мы ни были. Реклама давно перестала быть источником информации, а стала неким живым и динамичным образом со своей историей развития и настоящим. Она включает в себя целые личности и их характеры, предлагает потребителю быть такими же «успешными». Вспомните рекламу стиральных порошков и, использующих эти моющие средства, хозяюшек и их семьи, которые  счастливо улыбаются нам с экранов телевизоров.

Качественная реклама стала особым видом творчества, и ее реализация требует специальных знаний в разных областях науки. Другая проблема – некачественная реклама, позиционирующая безнравственность. Но в любом случае – качественная она или нет, требует, с моей точки зрения, критики, ибо влияние рекламных объявлений на умы людей имеет потрясающие последствия, которые и хотелось бы обсудить.
Что стоит за красивой внешностью и привлекательным звучанием рекламы?

Первоначально рекламное воздействие сводилось расхваливанию торговцем своего товара и навязыванию его клиенту. Латинское слово «reclamare», от которого и произошло название; «реклама», означало «выкрикивать». Этот вид воздействия был распространен еще во времена так называемой «проторекламы», когда зазывалы на базарах буквально за рукав затаскивали своих потенциальных покупателей в лавку и с помощью долгих уговоров и цветистых описаний качества и свойств товара склоняли их к покупке.

Постепенно навязчивая реклама трансформировалась в апеллирование к логике потребителя, рациональное разъяснение причин, по которым следует купить именно этот продукт, в сочетании с описанием его эксплуатационных характеристик (надежность, долгий срок использования, уникальные свойства и пр.). Такая рациональная (логическая) аргументация использует, по сути, один сильный довод — покупка товара обеспечит решение проблем. При эмоциональном апеллировании (рубеж XIX-XX веков), напротив, реклама фокусируется на удовлетворении от покупки продукта, от обладания им. Этот вид воздействия основан на тех приятных эмоциях, которые потребитель получает от прочтения текста, в котором описывается удовольствие от использования товара. Какая бы аргументация не была бы выбрана, на потребителя оказывается психологическое влияние.

Силу рекламного воздействия на человека можно также продемонстрировать следующим примером. Центральное телевидение провело для зрителей рекламный эксперимент. Для проведения этого эксперимента был приглашен характерный актер из одного из московских театров. С тщательно вымытым и расфасованным в сетки по 1 кг картофелем по цене 10,5 руб. за кг (при средней рыночной цене 10,0 руб.) артиста разместили на столичном рынке. С помощью картонного рекламного объявления и устной образной рекламы актер стал сообщать покупателям, что картофель выращен на экологически чистых участках с биодобавками, которые способствуют эффективному росту волос и уничтожению морщин на лице. Картофель стал быстро раскупаться. Затем актер сменил сюжет рекламного обращения — картофель стал рекламироваться им как средство от импотенции, что также привлекло покупателей, и картофель был реализован в считанные минуты. Тот же искусно загримированный под обездоленного актер в предельно короткий срок в московском подземном переходе сумел с помощью убедительного обращения к проходящим собрать крупную сумму денег, значительно превосходящую оговоренный с телевидением гонорар. Этот эксперимент лишний раз убеждает нас в силе умелого рекламного психологического воздействия на сознание человека с целью побудить его к совершению определенных действий в интересах рекламодателя.

Реклама основывается на ключевых аспектах психологии и социологии. Интересно, что потребителя интересует не сам товар, как таковой, а те выгоды, которые он получит с этим товаром. Поэтому и рекламируют не сам товар, а его функцию или результат, к которому приводит приобретение товара. Текст, являясь основой рекламного сообщения, оказывает максимально возможное воздействие на психику человека и состоит из таких элементов как заголовок (слоган), основной текст, шрифт, изображение, цвет, свет и звук. При составлении данных составляющих соблюдают множество правил, которые в совокупности оказывают максимальное воздействие на потребителя, побуждая его сделать покупку. Рекламодатели обращают внимание не только на смысловое содержание текста, но и на его графическое оформление, так как расположение текста, его цвет и другие способы изображения, которые оказывают значительное влияние на аудиторию. Также, существует достаточно много различных методов психологического влияния рекламы на потребительскую аудиторию (эриксоновский гипноз, нейролингвистическое программирование и масса других). На потенциальных покупателей они оказывают различное воздействие. Реклама использует различные мотивы, особенности психики и потребности человека для продажи конкретного товара и, создавая тот или иной образ, помогает удовлетворять различные потребности человека через продажу рекламируемого товара.

Нельзя дать положительную моральную оценку рекламе: она поощряет хозяек к импульсивной трате денег, эксплуатирует человеческие слабости, развращает детей, внушает людям расточительность. Это понимают и некоторые специалисты, занимающиеся такими делами.

«Можно сказать, — пишет один из них, Николае Сэметэг, — что пользоваться доверием человека, эксплуатировать его неправильные представления, превращать в капитал его незнание — с точки зрения морали достойно порицания».

«Ничем нельзя оправдать игру на зависти, алчности, ненависти, — пишет другой специалист, Миллер, — в конце концов, это влечет за собой неуважение к человеку».

«В прошлом, — писал журнал «Нейшн», — социологи исследовали неразумное поведение человека с тем, чтобы его исправить, ныне же им с выгодой торгуют».

«У нас нет доказательств, — пишет Бернайс Аллеи, — что большое количество материальных ценностей, например, автомобилей, сделало бы кого-нибудь более счастливым, — на самом деле факты говорят, по-видимому, об обратном».

Директор рекламного отдела одной крупной фирмы говорит: «Если мы создаем общество только для того, чтобы удовлетворить автоматизированное производство, то мы можем разрушить самое ценное в нашем обществе».

А известный экономист Роберт Лекахман заявляет: «Все эти хорошие вещи, достойные всеобщего восхищения, вызвали вместо этого хроническую экономическую ипохондрию».

Стало быть, уведомленный и размышляющий человек понимает силу воздействия рекламы на него и тяготится этим, ибо считает себя вправе самому выбирать, а не быть мишенью для профессиональных рекламодателей и удовлетворения их потребностей за счет призрачного удовлетворения своих нужд. Велика цена искушения рекламой – она программирует на совершение угодных другим людям действий собственными же руками. При этом потребитель рекламы не подозревает о том, что его тонко и умело, побудили совершить выбор в пользу рекламодателя, напротив, он чувствует себя сделавшим свой выбор и получает положительно настроенный эмоциональный заряд от содержания, вида  и звучания рекламы. Если, например, в спектакле человек знает и понимает, что это игра и добровольно участвует в нем, то в случае с рекламой многое остается за «кулисами» и потребитель рекламы обманывается, считая, что делает добровольный выбор в пользу покупки рекламируемого товара.

Другое дело, хотим мы или не хотим, действительно, делать выбор в свою пользу. Быть может, мы настолько привыкли, что нами манипулируют, что стали теми самыми игроками в спектакле и не хотим быть свободными реальными людьми, живущими не по чьему-то сценарию, а по собственному разуму и совести? Истоки проблемы в нашей личности: почему мы позволяем собой руководить и зачем для удовлетворения своих потребностей обращаемся не к себе, а ищем выход на стороне, поддаваясь рекламным слоганам что, приобретая определенный товар, будем «управлять мечтой» и «возьмем от жизни всё». Слабость и безволие делает нас орудием для экономических целей, о чем я упоминала в прошлой статье. Выход есть, но он лежит в нас самих, о чем хотелось бы поговорить в нашей следующей встрече.

1097

Последние статьи
04.03.2020
Подробнее
18.10.2019
Подробнее
20.06.2019
Подробнее
© 2024 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.
Top