Ревность - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Ревность

Автор: Эльвира Садрутдинова

 

Когда касаются этой темы, у большинства на лице появляется улыбка. Да, приятно, когда нас иногда ревнует любимый человек, но темой «ревность» я хотела затронуть и разрушительные её последствия, которые могут вызвать слезы.

Ревность может быть проявлением психической болезни – «бред ревности», например, вследствие алкоголизации или шизофрении. И психотерапевту нужно четко разграничивать, что может сделать, как специалист, он сам, а что переходит в лечащие руки психиатра. Ревность способна вызвать сердечнососудистые заболевания, расстройства желудочно-кишечного тракта (ЖКБ, гастрит, язва), мигрень и др. Она же является причиной злословия, клеветы, портит взаимоотношения, как с близкими, так и с окружающими людьми.

Ревность в словаре Даля: Это горячее усердие, старанье, стремленье  к добру. Зависть, досада на больший успех другого. Слепая и страстная недоверчивость, мучительное сомненье, в чьей любви или верности. В словаре синонимов Абрамова: Ревность — горячность, заботиться, заботливость, усердие.

Есть ревность здоровая. Это касается таких понятий как: «Ревностно учится», «Ревностно работает», «Ревностно занимается спортом» — т. е, здесь подразумевается целеустремленность и возвышенность, которая будет здоровой в случае её адекватного приложения к своей жизнедеятельности.  Она способствует успешной адаптации человека в социальной среде. Также, ревность мужа к жене или жены к мужу будет здоровой, если это благотворно влияет на их взаимоотношения и стимулирует каждого к улучшению своих качеств.

Ревность будет болезненной в случае с трудоголизмом, когда человек посвящает себя исключительно работе, как выход из контакта с внешним миром и бегство в работу. Болезненна ревность мужа к жене, когда это проявляется в виде «бреда ревности»: необоснованных подозрениях, преследовании с целью уличения в измене. Это опасное состояние, которое в обязательном порядке должно наблюдаться и лечиться в определенных условиях у психиатра.

Итак, отличием болезненной ревности от здоровой является дезадаптация человека, как в личной, так и в социальной жизни, т. е неадекватность в поведении, мешающей семейной и общественной жизни.
Ревность тесно переплетается с такими понятиями, как зависть, пониженная самооценка и страх. Если бы человек не завидовал, и его самооценка была достаточно высокой или адекватной, то он не боялся бы потерять что-то или кого-либо, и не желал бы так страстно позиционировать объект ревности возле себя. Для начала психотерапевт исключает психопатологию, которая, уже в свою очередь, имеет основное лечение у коллег психиатров, а не психотерапевтов. В случае отсутствия психопатологии, психотерапевт работает с самооценкой клиента и ищет в детских воспоминаниях то, что стало причиной развития ревностного паттерна поведения, поддерживает контакт в пространстве «здесь и сейчас», ибо реальность делает самооценку человека адекватной, учит клиента получать поддержку от контакта с самим собой вследствие самосознания.
Как описывает ислам здоровую ревность?
Абу Ваиль говорил: «Я слышал, как Абдулла Ибн Масуд говорил: «Я спросил его: «Ты услышал это от Абда?» Тот ответил: «Да. И он передал это как цитату речи Пророка: «Нет никого ревнивее Аллаха. Поэтому Он запретил распутства, как внешние, так и внутренние. И никто сильнее не любит похвалы, чем Аллах. Поэтому Он восхвалил Себя».
Мусульмане должны ревностно соревноваться между собой в том, что касается благочестия, поддерживая и развивая, таким образом, высоконравственный облик общества:

«А те, которые опережали других в совершении благочестивых деяний в земном мире, опередят всех также и в будущей жизни, вознесясь степенями. Они будут приближены к Аллаху. И Господь введёт их в райские сады благодати» (56:10).
Как предлагает ислам бороться с болезненной ревностью?
В достоверном хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Одни проявления ревности Аллах любит, а другие ненавистны Аллаху; те же, что любит Аллах, – когда есть сомнения для ревности, те же, что ненавистны [Аллаху], – когда нет никаких подозрений для ревности» (Ибн Маджа).
«О вы, которые уверовали! Избегайте частых предположений (домыслов), ибо некоторые предположения (домыслы) греховны. Не выслеживайте [друг друга]…» (сура «Аль-Хужурат», аят 12).

                                                                                                                               Эльвира Садрутдинова

245

Последние статьи
15.10.2017
Подробнее
11.10.2017
Подробнее
02.06.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.