Автор: Эльвира Садрутдинова
«Обещал Аллах верующим Рай, где внизу текут реки, для вечного пребывания там, и благие жилища. Но довольство Аллаха превыше этого, это – великий успех!» (Тафсируль Джалалайн, аят 72).
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Люди (будут) непрестанно задаваться вопросами, вплоть до того, что будет сказано: «Вот, создал Аллах творение, а кто создал Аллаха?» Кто услышит подобное, пусть скажет: «Я уверовал в Аллаха» (Муслим).
Неверующие люди часто говорят верующим, что в основе их религиозности лежит страх. И это страх смерти. Они думают, что люди живут согласно своей вере, потому что боятся ада и желают рая. И этот страх смерти и возможного пребывания в адском пламени склоняет их к добродетели. Подобные люди иронично цитируют слова испанского католического писателя Мигеля де Унамуно: „Верить в бессмертие души — значит желать, чтобы душа была бессмертной, но желать этого с такой силой, чтобы это желание могло растоптать разум и пойти дальше него». То есть, религию и религиозность человека рассматривают, как феномен безрассудности и капризы души. Но спрашивал ли безбожник религиозного человека боится ли тот смерти и что есть для него жизнь? И что на самом деле руководит жизнью праведника?
«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (аль-Ахзаб: 36).
«(Эта) ближняя жизнь – тюрьма верующему и рай неверному» (Муслим).
Передано от Яхъя бин Му’аза ар-Рази: «Блажен тот, кто оставил этот мир до того, как покинуть его (т.е. до смерти). И тот, кто построил могилу до входа в нее (т.е. подготовился к смерти). И тот, кто сделал довольным своего Господа до встречи с Ним».
Таким образом, целью верующего является познание Аллаха, и все, к чему он стремится, — это довольство Всевышнего.
А теперь, посмотрим на размышления о смерти через призму психологии. Человек нуждается в самовыражении, причем не столь важен род деятельности, сколь сам факт полезности другим. Для удовлетворения своих потребностей выбор человека останавливается на том, что ему легче всего сделать. Затрагиваются его врожденные задатки и приобретенные навыки. Так, человек восполняет свое одиночество и реализует свои возможности. В этих действиях кроется желание каждого ощущать себя так, как в утробе матери, любимым и защищенным. С рождением же человек получает все это, используя свои возможности и включаясь в труд. И он скучает по внутриутробной жизни, когда он ни в чем не нуждался и все, что ему было необходимо, приходило само собой. Дальнейшее развитие ребенка приводит его к убеждению, что «не для него», а он «для кого-то». И чем раньше взрослый поймет это, тем легче ему будет пережить кризисы жизни.
Один из «законов гармонично развитого человека» в современной психологии звучит: «Никто никому ничего не должен». Я не согласна с такой трактовкой, но согласна с общим смыслом данной фразы. Жизнь подобна общему котлу с пловом. И если члены единого общества хотят есть из этого котла, то они обязаны включаться в социальные роли и постоянно исполнять их. Так, появляются повара, дровосеки, скотоводы, земледельцы, мясники, оформители кухонного стола, разносчики еды, посудомойщики и т. п. Этот образ ясно показывает, что состоятельность сообщества заключается в коллективном труде. И важно объединить понятия обязанностей и доброй воли — такое возможно только с использованием разума. Если повар откажется готовить, дровосек не принесет дрова, скотовод не будет пасти животное и т.п., то произойдет хаос, итогом которого станет голод и беспорядки, что будет характеризовать безрассудство. Обязанности должны быть строго продуманными и хорошо организованными, только в этом случае ждет успех.
А общий смысл вышеупомянутой фразы состоит лишь в том, что человек, если хочет быть счастливым, должен что-то делать, а не ждать от других исполнения своих желаний — время внутриутробной жизни ограничено. Это «что-то делать» есть не что иное, как налаженная и совместная работа, то есть она имеет свой ход и свои ограничения. Так, если ты хочешь чтоб ребенок уважал, любил и заботился о тебе в старости, то на собственном примере должен показать ему все это. А последнее включает в себя определенную модель поведения и опять-таки, обязанности. Стало быть, несостоятельна фраза: «Никто никому ничего не должен». Состоятелен лишь ее общий смысл, что человек должен быть активным, если он хочет жить хорошо. Подобные мысли возвышают ценность разума для человека.
Это объясняет и то, что разумный человек предпочитает злодеяниям благодеяния.
Основой тому служат размышления, а не страх смерти. Даже если предположить, что со смертью тела жизнь навсегда прекращается, то разумный человек выберет добрые дела, потому что он хочет быть счастливым в этой жизни.
В таком случае возникают вопросы: «Разве нельзя быть добрым, но не поклоняться Аллаху? Для чего поклоняться Ему?» Ответ на эти вопросы будет заключаться в ваших наблюдениях и размышлениях.
Посмотрите, на людей добрых, чья жизнь не посвящена поклонению, и искренних верующих. В жизни первых нет запретов на предосудительное Аллахом, а есть привычный уклад жизни и собственные размышления. Они не ставят своей целью жить праведно, но жить хорошо и поэтому они в большей степени подвержены искушениям и соблазнам этой жизни. Они меньше задумываются о том, чтоб сделать добро и другим, не ищут путей очищения от своих грехов. В антропологической философии это именуется «примитивным гуманизмом». Верующий же знает, что он несовершенен и ищет милости и довольства Аллаха просьбами о прощении и большими благодеяниями. Он испытывает себя постом, выстаиванием ежедневных молитв, умеренностью в еде и питье, одежде и прочих благах, дает милостыню, поддерживает родственные связи, по-доброму относится к соседу и т. д. Его жизнь насыщена, а минуты проживания полны глубокого смысла.
Добрый, но не поклоняющийся Всевышнему, похож на человека, который сажает у себя в саду яблони — они принесут пользу только в этом мире и ограниченному кругу лиц. А поклоняющийся раб Аллаха подобен человеку, который вспахивает и орошает землю, как на своем участке, так и на близлежащих. Такая земля будет полезной ни одному поколению, но многим людям, на ней растут необходимые человеку плоды и ягоды, а всякие искушения и соблазны, подобно сорнякам, вырываются с корнем. То есть, верующий создает почву для добрых нравов и распространяет это, даже после своей смерти, а добрый, но не поклоняющийся человек, делает добро и не более того.
Сказал Аллах Всевышний (Сура 39 «Аз-Зумар», аят 9): «Скажи, разве имеют одинаковую степень знающие и незнающие?!» (То есть, не равны между собой знающие и незнающие).
Сообщается, что повелитель правоверных Абу Хафс Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Аллаху и посланнику Его переселится к Аллаху и посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся».
Атеисты утверждают, что религия создана чувством страха. И это доказывает их неверие в Создателя. Сама религия и размышления опровергают подобные мысли. Добродеяния создают почву для счастливой жизни в этом мире, а поклонение Всевышнему Аллаху делает эти добродеяния стабильными, многочисленными, основополагающими. Верующий надеется на милость и довольство Господа миров через благие поступки и делает себя счастливым уже в этом мире. Неверующий же через добрые дела организует свое хрупкое счастливое пространство. Добро верующих и неверующих не равно меж собой ни идеологией, ни практикой.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, Всевышний Аллах сказал: «Я объявлю войну враждуюшему с тем, кто близок ко Мне! Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного /навафиль/, пока Я не полюблю его, когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня (о чем-нибудь), Я обязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за зашитой, Я обязательно защищу его»» (Аль-Бухари).
Как реагировать верующему, который слышит, что его поклонение совершается лишь из-за страха смерти? Всевышний Аллах говорит об этом в Своей Книге:
А (праведные) рабы Милостивого (Аллаха) – это те, которые ходят по земле смиренно и, когда обращаются к ним с речью невежды, говорят они (отвечая им): «Мир!» (25:63).
«Клянусь предвечерним временем, поистине, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали и творили добрые дела, и заповедали между собой истину, и заповедали между собой терпение!» (103:1–3).
«Не будьте, как те, которые забыли Аллаха, и Аллах заставил их забыть самих себя. Они — распутники» (59:19).
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
«Этот мир — пристанище того, у кого нет пристанища, и имущество того, у кого нет имущества. Для этого мира богатство собирает тот, у кого нет разума. И занят страстями этого мира тот, у кого нет понимания. И следует за ним тот, у кого нет истинного знания. И завидует в нем тот, у кого нет сердца, ума. И бегает ради него тот, у кого нет твердого убеждения».
Передано от Хасана Аль-Басри (да смилуется над ним Аллах):
«У кого нет знания воспитания, у того нет знания. У кого нет терпения, у того нет религии. У кого нет богобоязненности, тот не достигнет приближения к Аллаху».
А это означает, что для того, чтобы добро было, действительно, полезным и было принято Творцом, оно должно быть сделано только ради Него.
Только невежда может утверждать, что мусульманин исповедует ислам из-за страха смерти. Всевышний Аллах приглашает человека к размышлениям с первых строк ниспослания Своей Книги: «Читай во имя твоего Господа, Который сотворил всё сущее. Он сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь – Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости – научил человека тому, чего тот не знал» (Священный Коран, сура 96 «Аль-Алак» («Сгусток»), аяты 1 – 5).
«Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в [сотворении] корабля, который плавает по морю с товарами полезными, в дожде, который посылает Господь с неба, а потом оживляет [влагою] землю иссохшую и расселяет на ней животных всяческих, в смене ветров, в облаках, покорных [воле Божией], между небом и землей [плывущих], — во всем этом знамения для людей разумеющих» (Священный Коран, сура 2 «Аль Бакара», аят 164).
Заметьте, в этих строках Господь призывает к разуму. Религия от Всевышнего Аллаха, возвещается и распространяется Его посланниками и пророками, мира им всем, для людей размышляющих.
Хвала Аллаху, Господу миров! Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада, его род, его семью, его сподвижников и последователей! Аминь.
Эльвира Садрутдинова