Правильное питание: дозволена ли палеодиета? - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Правильное питание: дозволена ли палеодиета?

Автор: Малика Умм Яхья

По сути модная сейчас палеодиета — это попытка вернуться к диете так называемого “пещерного человека”. Согласно одной из западных научных теорий, на пути эволюции существовал некий промежуточный вид между животным и современным человеком. Этот первобытный человек жил в эпоху до земледелия, не знал обработки пищи и в основном питался сырыми фруктами, овощами и орехами. Если ему удавалось убить дикое животное или поймать рыбу, он ел и их. С зерновыми человек в эпоху палеолита — по этой теории — знаком не был, как и вообще с идеей возделывания земли. Он якобы не умел варить зерно и печь хлеб. Поскольку эпоха палеолита, как сейчас считают многие, длилась больше двух миллионов лет, адепты палеодиеты предполагают, что человеческий организм генетически приспособлен именно к палеолитическому рациону, а аграрная революция нанесла человечеству вред.

Что можно есть на палеодиете? Овощи, фрукты, орехи, рыбу, мясо, насекомых. Нельзя зерновые, бобовые, сахар и молочные продукты, под запретом и любые обработанные продукты. Еще нельзя фастфуд и полуфабрикаты, а мясо можно брать только у тех животных, которые свободно пасутся, а не едят корм в загонах. Но отношение к фастфуду и источнику мяса, впрочем, не отличительная черта этой диеты, так что в статье мы сосредоточимся не на этом, а на отказе от зерен, бобов, молока и обработки пищи.

Идею возвращения к палеолиту, к которой склонялись некоторые западные ученые последней четверти XX века, популяризовал доктор Лорен Кордейн, написав об этом книгу в 2002-м году.

Исламский взгляд на палеодиету

Как мы понимаем, это более чем спорная диета с точки зрения Ислама. Мы знаем, что уже сыновья Адама и Хаввы знали о земледелии и животноводстве.

Всевышний Аллах сказал:

وَاتْلُ عَلَيْهِمْ نَبَأَ ابْنَيْ آدَمَ بِالْحَقِّ إِذْ قَرَّبَا قُرْبَانًا فَتُقُبِّلَ مِنْ أَحَدِهِمَا وَلَمْ يُتَقَبَّلْ مِنَ الْآخَرِ قَالَ لَأَقْتُلَنَّكَ ۖ قَالَ إِنَّمَا يَتَقَبَّلُ اللَّـهُ مِنَ الْمُتَّقِينَ 

(Коран, 5:27)

Перевод смысла:

“Прочти им (Мухаммад) истинную весть о двух сыновьях Адама, каждый из которых принес жертву (Аллаху). Но жертва была принята лишь от одного из них, а от другого не была. Он (Кабиль, жертвоприношение которого не было принято) сказал (брату): «Я непременно убью тебя». А тот (Хабиль) ответил: «Поистине, Аллах принимает (жертвоприношение) лишь от богобоязненных»”. 

Комментарий:

«Прочти им (Мухаммад) истинную весть о двух сыновьях Адама»: о Мухаммад, прочти этим нечестивцам из числа иудеев историю про Кабиля и Хабиля, которые были двумя сыновьями Адама (мир ему), ведь это истинная история.

«Каждый из которых принес жертву. Но жертва была принята лишь от одного из них, а от другого не была»: когда оба они принесли жертвы ради Аллаха, то жертва Хабиля была принята, а жертва Кабиля — нет.

И толкователи Корана (см.: “Аль-Кашшаф”, 1/474) указывают, что жертва Кабиля не была принята, потому что Хавва (мир ей) рожала по двойне: мальчика и девочку, — и мальчику не разрешалось жениться на девочке, с которой они появились на свет в одних родах. А через четыре поколения, когда дети Адама стали жениться на двоюродных сестрах, разрешение вступать в брак с родными сестрами было отменено. 

И, когда Адам (мир ему) захотел женить Кабиля на сестре Хабиля, а Хабиля — на сестре Кабиля, Хабиль согласился, а Кабиль отказался, потому что сестра, которая родилась вместе с ним, была красивее. И тогда Адам сказал им: «Принесите жертвы Аллаху — тот, чья жертва будет принята, женится на ней». Кабиль занимался сельским хозяйством и отдал в качестве жертвы самую плохую часть урожая, что у него была, а Хабиль разводил скот и отдал на заклание лучшую овцу. И жертва Хабиля была принята, и это стало понятно по тому, что огонь забрал его жертву. В то время, когда люди приносили жертву Аллаху, чтобы приблизиться к Нему, Аллах ниспосылал с неба огонь, и этот огонь сжигал жертву, принятую Аллахом, а та жертва, которую Аллах не принял, оставалась нетронутой. И с неба сошел огонь, который сжег жертву, принесенную Хабилем, а жертва Кабиля осталась нетронутой (“Куран-и-Меджид”).

Так о каких двух миллионах лет без земледелия идет речь? Возможно, были некие отсталые племена, которые откололись от потомства Адама и развивались параллельно (и именно их скелеты находят археологи, хотя находкам археологов существуют и другие объяснения, однако это тема для иной статьи). Но зачем возводить себя к деградантам?

Наш Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) ел зерновые в виде каш и хлеба и молочные продукты.

حدثنا عبد الله بن معاوية الجمحي. حدثنا ثابت بن يزيد عن هلال بن خبَّاب عن عكرمة عن ابن عباس قال:

«كان رسول الله (صلى الله عليه وسلم) يبيت الليالي المتتابعة طاوياً هو وأهله لا يجدون عشاء، وكان أكثر خبزهم خبز الشعير».

Передается от Ибн Аббаса: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) и его семья могли ночи напролет оставаться голодными без ужина. И большая часть их хлеба была из ячменя».

حدثنا محمد بن سهل بن عسكر وعبد الله بن عبد الرحمن قالا: حدثنا يحيى بن حسان. حدثنا سليمان بن بلال عن هشام بن عروة عن أبيه عن عائشة:

«أن رسول الله (صلى الله عليه وسلم) قال: نعم الإدام الخَلُّ، قال عبد الله بن عبد الرحمن في حديثه نعم الإدام أو الأدْم الخل».

Передается от Аиши, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Как же прекрасен уксус (аль-идам) вместе с хлебом».

Абдуллах ибн Абдур-Рахман сказал в своем хадисе: «Как же прекрасен уксус в виде аль-идам либо аль-удм».

Арабы называют “аль-идам” то, что едят вместе с хлебом, это может быть мясо, уксус или что-то другое.

حدثنا محمد بن المثنى. حدثنا محمد بن جعفر. حدثنا شعبة عن عمرو بن مرة عن مرة الهمداني عن أبي موسى الأشعري عن النبي (صلى الله عليه وسلم) قال:

«فضل عائشة على النساء كفضل الثريد على سائر الطعام».

Передается от Абу Мусы аль-Ашари от Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), который сказал: «Превосходство Аиши над остальными женщинами как превосходство сарида над остальными блюдами».

Сарид — это блюдо, в котором хлеб смешивается с мясным бульоном и кусочками мяса (Ашраф аль-васаиль, с. 237).

حدثنا ابن أبي عمر. حدثنا سفيان بن عيينة عن وائل بن داود عن أبيه وهو بكر بن وائل عن الزهري عن أنس بن مالك قال:

«أَوْلَمَ رسول الله (صلى الله عليه وسلم) على صفية بتمر وسويق».

Передается от Анаса, который сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) устроил валиму по случаю женитьбы на Сафии из фиников и пшеничной каши (савик)».

حدثنا قتيبة بن سعيد. حدثنا عبد العزيز بن محمد عن سهيل بن أبي صالح عن أبيه عن أبي هريرة رضي الله عنه:

أنه رأى رسول الله (صلى الله عليه وسلم) توضأ من أكل ثَوْر أقِط، ثم رآه أكل من كتف شاة، ثم صلى ولم يتوضأ

Передается от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что он видел, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) совершил омовение, после того как съел кусочек акита, а затем видел, как поел баранью лопатку и не делал омовение.

Акит — это продукт молочного брожения, для приготовления которого используется огонь.

Некоторые сказали, что речь идет в первом случае об омовении в языковом значении, то есть он (да благословит его Аллах и да приветствует) помыл руки после еды, а во втором — об омовении в шариатском значении.

И, конечно, Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) пил молоко.

Палеодиета с точки зрения нутрициологии

Как любая низкоуглеводная диета (в особенности, диета без зерновых вообще), палеодиета чревата изменением метаболизма и непоправимым вредом для желудочного-кишечного тракта и организма в целом. Именно углеводы дают нам энергию, поэтому организм начинает страдать от ее недостатка. Помимо этого, отсутствие в рационе бобовых и зерновых повышает риск сахарного диабета второго типа и сердечно-сосудистых заболеваний. Вдобавок строгие ограничительные диеты часто завершаются срывами.

Успехи в похудении у соблюдающих палеодиету объясняются просто: эта диета исключает фастфуд и современные десерты, а отсутствие зерновых истощает организм. Но похудение — это далеко не всегда здоровый процесс даже у людей, страдающих лишним весом. А отказ от джанк-фуда и обилия сладостей — это просто элемент здорового питания, а не отличительная особенность палеодиеты.

Заключение

Научные основания палеодиеты несостоятельны. Даже если вдруг мусульманин по каким-то причинам все же решит применить эту диету на практике (хотя мы не рекомендуем), ни в коем случае не следует поддерживать ее научную базу касательно рациона первых людей.

Строгие безуглеводные диеты наносят вред организму. Не стоит бросаться в крайности: у нас есть пост, предписание умеренности в еде и рекомендации по рациону из хадисов.

Действительно, может быть такое, что конкретному человеку в конкретный период времени противопоказаны зерновые или молочные продукты. Однако это не общее правило.

Регулярно держите пост и не переедайте. Не идите на поводу у модных диетологов. Получайте знания и соблюдайте Сунну.

Комментарий к аяту дан на основе толкования, подготовленного по изданию тафсира муфтия Татарстана Камиля-хазрата Самигуллина.

При написании статьи использованы хадисы из книги “Аш-Шамаиль аль-Мухаммадия” имама Тирмизи в переводе устаза Абу Али аль-Ашари.

Впервые опубликовано на сайте Комитета по стандарту «Халяль».

11853

Последние статьи
14.08.2019
Подробнее
11.08.2019
Подробнее
10.08.2019
Подробнее
© 2019 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.
Top