Мусульманки Москвы о своем Рамадане (1). Сестра Фатима: «Рамадан для меня – это время ожидания чуда» - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Мусульманки Москвы о своем Рамадане (1). Сестра Фатима: «Рамадан для меня – это время ожидания чуда»

С помощью Аллаха, мы представляем вам цикл статей, в которых сестры-русские мусульманки, не так давно принявшие Ислам, рассказывают о своем первом Рамадане, о своем опыте поста и делятся мыслями о том – что для них Рамадан.

Сегодня мы поговорим с сестрой Фатимой, русской мусульманкой из Москвы, которая расскажет о своем Рамадане.

Ассаляму алейкум, Фатима, спасибо, что согласились уделить нам время. Расскажите для начала немного о своем первом Рамадане – вы стали держать пост в тот же год, как приняли Ислам: вы держали целый месяц пост или только какую-то часть месяца, что было особенно трудным?

Ва алейкум ассалям. Я приняла Ислам в 2009-м году, альхамдулиллях, весной, в марте месяце. И пост начала держать в этом же году по милости Аллаха. Надо сказать, что я знала о месяце Рамадан задолго до того, как приняла Ислам – наверное, многие люди знают о том, что у мусульман есть такой особый месяц, во время которого они целый день, от рассвета до захода солнца ничего не едят и не пьют. До принятия Ислама, когда я читала про разные религиозные практики, я узнала про Рамадан, про мусульманский пост – уразу. Эта практика вызывала у меня большое уважение – что люди отказываются от пищи и воды на целый день, а ведь мусульмане в основном живут в жарких странах, — ради того, чтобы угодить Богу, ради своей веры. Мне это нравилось.

И вот наконец, я сама приняла Ислам, и для меня пост также стал обязательным. Мне было очень интересно попробовать держать пост, хотя было, конечно, страшновато – как у меня это получится. Боялась я также реакции своих родителей – они с опасением отнеслись к моему принятию Ислама, хотя нужно отметить, что довольно спокойно – они люди воспитанные и интеллигентные, поэтому дело обошлось почти без скандалов, они поняли, что это мой выбор, и постарались его принять. Но они были против того, чтобы я держала пост – особенно, мама, она волновалась за мое здоровье, и считала, что мусульманский пост — это очень тяжелое и вредное для здоровья дело. Поэтому я решила своим родителям ничего не говорить о начале Рамадана и посте, а постараться сделать это так, чтобы они ничего не заметили.

Вы как-то специально готовились к началу Рамадана?

Да, я старалась заранее готовиться к началу Рамадана – скачала и распечатала себе расписание начала и окончания поста на целый месяц, прочитала советы врачей-мусульман – чем лучше питаться во время поста, что есть на сухур и ифтар. Так что перед началом первого дня поста я сварила кашу и положила туда сухофрукты, поскольку было сказано, что нужны какие-то углеводы, которые будут долго перевариваться, а также что-то сладкое для питания мозга. Постаралась выпить побольше жидкости – хотя в этом вопросе, как я поняла, между врачами есть разногласия – кто-то считает, что нужно стараться выпить больше несладкого чая или воды перед постом, чтобы избежать обезвоживания, кто-то, наоборот, считает, что слишком много пить не стоит – слишком частое мочеиспускание выводит полезные вещества из организма вместе с водой.

Был ли трудным сам пост, воздержание от еды и питья?

Нет, знаете, само воздержание от пищи, как ни странно, далось довольно легко. Мне это многие мусульмане рассказывали – даже те люди, которые в обычное время очень любят поесть – что во время Рамадана совершенно особое состояние наступает, все-таки это особенный месяц, в нем есть особое благословение. Когда настраиваешься на пост, выражаешь намерение, то стремление к еде проходит совершенно. У меня мама болела в то время, приходилось ей часто готовить еду – но самой совсем есть не хотелось, не тянуло на пищу. Под конец дня ощущаешь, конечно, усталость, слабость – особенно, если целый день работаешь или домашними делами занимаешься, ведь никто нас от обычных дел не освобождает на это время. Первый мой Рамадан был осенью, так что дни тогда были не очень длинные, и не жарко было – в этом было облегчение.

На следующий год было тяжело – в 2010 году в Москве было очень жаркое лето, особенно август, дождей совсем не выпадало, даже лесные пожары начались. Так что есть не хотелось, но без воды было очень тяжело – я старалась почаще умываться, принимать душ, тогда становилось легче. Зато каким благословением и наслаждением было открывать пост — первый глоток воды с фиником казался райской пищей. Как все-таки наш Господь все мудро устроил – пост для того ведь и нужен нам, чтобы мы больше научились ценить Его блага – пищу, воду – которые в обычное время мы считаем само собой разумеющимися вещами и не ценим, не благодарим за них.

А как вам удалось скрыть от родителей, что вы пост держите – вы же сказали, что они были против?

Мама болела, как я сказала, я ее отдельно кормила специальной диетической едой. И себе отдельно готовила, так что она думала, что я поела. Папа поздно приходил с работы, как раз уже наступало время ифтара.

Потом, конечно, уже после Рамадана я им рассказала, что держала пост. Они переживали за меня, но удивлялись – что у меня хватило выдержки, силы характера так долго обходиться без еды и воды. И это не только у меня. Мама моей близкой подруги также всегда этому удивляется – она покушать очень любит, но в Рамадан спокойно без еды обходится, Господь облегчает.

Вы согласны с тем, что Рамадан – это особый месяц, месяц благодати, вы как-то чувствуете это?

Да, конечно. Еще хочется рассказать, что за несколько лет до принятия мной Ислама у меня появились подруги-мусульманки, мы с ними переписывались в Интернете, поскольку жили в разных городах. Мне тогда все в Исламе было интересно, и я их буквально засыпала вопросами о религии – как они соблюдают то или другое. И я всегда поздравляла их с мусульманским праздниками, в том числе и с началом Рамадана, посылала им открытки с пожеланиями. И у меня уже тогда Рамадан стал ассоциироваться почему-то с Новым годом.

Как интересно – почему?

Из-за этих открыток, на них обычно изображалась ночь, мечеть в огнях или еще какой-то такой свет, как будто волшебный. Я уже знала, что это особый месяц, когда на землю Всевышний ниспосылает особую благодать, особенно в последние десять ночей, когда наступает Ночь предопределения. И даже когда я еще была неверующей, я это как-то чувствовала, особенно по ночам – было ожидание чуда, чего-то необыкновенного. В детстве у меня такие же были чувства при наступлении Нового года – волшебная ночь, волшебное время, когда исполняются желания.

Так что возвращаясь к вопросу о том, что Рамадан – это особый месяц. Да, это так. Я и сейчас всегда его жду с замиранием сердца, с ожиданием какого-то чуда, какой-то особой радости, особого времени, когда сбываются желания, что наша жизнь как-то изменится к лучшему, мы сами станем лучше. Особенно это ночью чувствуется – когда все кругом засыпают, вокруг тишина – а мы встаем для совершения таравих-намаза, для сухура, и надеемся, что Аллах примет наше поклонение и услышит наши молитвы.

Я уже выше говорила, что в этом месяце как будто прибавляются силы – и для поста, и для ночных молитв. В другое время проснуться ночью – или в последние годы, когда Рамадан приходится на июнь, так что ночи очень короткие, мы не ложимся спать до сухура и фаджра (намаз иша начинается около 11 часов ночи, а фаджр – в два часа утра с небольшим, так что спать нет смысла ложиться) – в другое время года выдержать такой режим было бы очень сложно. Но в Рамадан это гораздо легче, все это делаешь с радостью.

А как мусульмане в Москве вообще проводят Рамадан, вы встречаетесь для ифтара, ходите в мечеть?

Разумеется, известно, что Рамадан – это время для добрых дел и помощи братьям и сестрам по вере. В это время все верующие стараются забывать обиды, не ссориться, почувствовать себя хотя бы на это время действительно единой общиной. Особенно это важно в немусульманском окружении – хочется праздника, единства, создать ощущение Рамадана. Так что наши сестры по очереди приглашают друг друга на ифтар, собираются в мечетях – где также бесплатно устраивают ифтары для всех желающих. В Мемориальной мечети на Поклонной горе в Москве уже который год проводят мероприятие под названием «шатер Рамадана» — возле мечети устанавливают шатер, где проводят ифтары, встречи с известными людьми, тематические вечера, посвященные той или иной этнической общине московских мусульман (татар, башкир, дагестанцев, иранцев и прочих). На эти мероприятия часто приходят и немусульмане, которые хотят больше узнать об Исламе.

Посещаете ли вы таравих-намазы в мечети или совершаете его дома?

В мечети мы ходить любим, поскольку это место, где можно пообщаться с единоверцами, сестрами, послушать лекцию о религии. Но вместе с тем, поскольку в Москве мечетей мало, там всегда мужчин много, так что мы стараемся приходить туда в будний день, когда народу меньше. В пятничные и праздничные дни женщины у нас мечети почти не посещают. Это же касается и таравих-намазов – они очень многолюдные, так что женщинам в это время лучше дома молиться. В этом и вознаграждение для нее больше. Тем более, что почти во всех московских мечетях почему-то таравих-намазы совершают только в восемь ракаатов, а не в двадцать, как полагается, так что все равно дома дочитывать приходится. Хотя, конечно, как я уже сказала, поскольку Рамадан – месяц особенный, то и в мечетях обстановка особенная – все сестры вместе ждут ифтара, общаются, читают и учат Коран.

Как немусульмане вообще относятся к мусульманам во время Рамадана – к примеру, во время учебы или на работе, что они думают по поводу нашего священного месяца, по поводу поста?

По-разному, разумеется, но больше с уважением. Я выше говорила, что у меня эта практика – воздерживаться от еды и питья целый световой день всегда вызывала уважение. Видимо, подобное чувство испытывают и другие люди. Я сама работаю дома, но подруги рассказывали мне, что сотрудники-немусульмане выказывают им уважение в это время, стараются даже не есть у них на виду, поддерживают их. Наши родители жалеют нас, но тоже относятся с уважением.

Вообще существует стереотип – особенно у тех мусульман, кто никогда не жил среди людей других религий, — что жизнь в Москве или ином немусульманском городе – это нечто ужасное, мусульман здесь все ненавидят, преследуют и всячески мешают соблюдать религию. Разумеется, приходится сталкиваться и с таким отношением, но в массе своей отношение к нам довольно спокойное и дружелюбное, люди к нам уже привыкли и внимания не обращают. А некоторые люди, как я уже сказала, относятся с уважением к тем или иным религиозным практикам – посту, ношению хиджаба. У нормальных, порядочных людей твердость в вере, религиозность обычно вызывает уважение, а на дурных или невежественных людей – которые, кстати, есть среди людей любых религий – просто не стоит обращать внимания.

Вам приходилось сталкиваться с таким стереотипом, бытующим среди немусульман, особенно среди некоторых православных христиан, которые, видимо, хотят доказать, что их пост – «круче» нашего, что им тяжелее приходится — что мол что уж такого особенного в этом мусульманском посте – подумаешь, не есть и не пить световой день – зато после захода солнца можно сколько угодно есть, пить и веселиться? Многие еще прибавляют собственные впечатления, вынесенные от посещения той или иной мусульманской страны во время Рамадана – где люди, особенно, молодежь, после захода солнца выходят на улицы, гуляют, развлекаются и, к сожалению, не всегда ведут себя приличным, подобающим образом (пристают к женщинам, могут употреблять спиртное). Что вы об этом думаете?

Да, я слышала нечто подобное – при мне в Мемориальную мечеть на Поклонной горе пришла группа немусульман на экскурсию, имам рассказывал им о пяти столпах Ислама, в том числе и о посте в Рамадан, и одна женщина высказала такое мнение.

Честно говоря, мне подобные утверждения всегда казались странными – во-первых, не есть и особенно не пить в жаркий летний день (а световой день в северных широтах очень длинный – по 20 часов и более!) очень сложно, а ведь нужно еще ходить на работу или заниматься домашними делами, готовить пищу на вечер, ходить в магазины, заниматься детьми и прочее. Так что к вечеру дай Бог силы только наскоро покушать – ни о каком «обжорстве» и речи быть не может, а ведь еще хочется и помолиться, и Коран, и зикр почитать. Когда уж тут «есть, пить и веселиться».

У вас есть какие-то советы для мусульман, которые будут в этом году держать пост в первый раз – что лучше есть, как лучше вести себя, чем заниматься в это время?

Советую, прежде всего, набраться решимости и терпения – это не так трудно, как кажется со стороны и как мы можем себе придумывать. Постарайтесь заранее перестроить свой режим дня на более правильный – высыпайтесь, ложитесь спать раньше, не смотрите телевизор и не сидите долго в Интернете, правильно питайтесь – вовремя и здоровой пищей, без фастфуда, чтобы не было проблем с пищеварением в Рамадан. Хорошо бы заранее подержать желательные посты уже сейчас, в месяце Шаабан – тогда вы будете заранее знать, что такое пост и как лучше его провести. Во время Рамадана также очень важно правильно питаться на сухур и ифтар – избегайте жареной, острой, соленой, слишком сладкой или тяжелой (мучной) пищи. Ешьте больше овощей – и свежих (в салатах), и тушеных или вареных.

Утром полезно есть пищу, которая будет долго перевариваться – каши, рис, мясо или рыбу. Полезны также молочные продукты или финики, изюм, курага, другие сухофрукты, которые дают энергию. Но, как уже сказала, пища должна быть правильно приготовлена – на пару или с небольшим количеством растительного масла, не жареная, не слишком соленая, без специй, которые могут вызвать жажду или тяжесть в желудке. Вечером также избегайте тяжелой пищи – лучше не злоупотреблять блюдами из теста, (которые приняты в национальных кухнях многих мусульманских народов), хорошо открывать пост овощным супом или тушеными овощами с мясом или рыбой. Хороши также салаты из свежих овощей, фрукты и фруктовые соки, сухофрукты. Пейте больше жидкости – но разумеется, не сладкие газированные напитки, а чай без сахара, минеральную воду, кисломолочные напитки.

Не переедайте, чтобы у вас были силы для молитвы и чтения Корана. Вообще, старайтесь не проводить в Рамадан время без пользы – это особый месяц, каждая минута которого очень драгоценна. Днем, если вы не работаете и не заняты хозяйством, не проводите время попусту – за телевизором или компьютером, в соцсетях. Слушайте лекции по Исламу или читайте полезные книги, читайте или слушайте Коран, если не умеете сами его читать, совершайте дополнительные намазы, дуа и зикр. ИншаАллах, это время пройдет для вас с пользой.

Для женщин, которым приходится готовить пищу на сухур и ифтар: старайтесь сохранять силы для поклонения, не стоит превращать Рамадан в «праздник живота». Не готовьте (во всяком случае, хотя бы не каждый день) какие-то сложные ифтары из многих блюд, требующих много времени (пирожки, пельмени и т.п.) – пусть это будет одно-два блюда, чтобы у вас было время для ибадата.

Упрощайте себе приготовление еды – при наличии холодильников с большими морозилками можно заранее делать полуфабрикаты, которые потом проще будет готовить. К примеру, порежьте и заранее заморозьте овощи (сладкий перец, кабачки, тыкву, фасоль, морковь и т.д.), мясо или рыбу порежьте на порции и разложите по пакетикам с надписями. Если у вас в семье есть автомобиль, съездите или попросите вас отвезти на рынок или в большой супермаркет, чтобы закупить сразу много продуктов, тогда вам не придется каждый день ходить в магазин. Все это очень упростит вам приготовление еды.

И самое главное, не забывайте о дуа – оружии верующего. Просите у Аллаха облегчить вам пост и, иншаАллах, это время станет для вас благословением, а не тягостью. Амин.

 

Беседу провела Муслима (Аня) Кобулова

Впервые опубликовано на сайте azan.kz

Читать продолжение

1820

Последние статьи
20.10.2020
Подробнее
03.10.2020
Подробнее
01.10.2020
Подробнее
© 2024 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.
Top