В исламе нет национальностей? - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

В исламе нет национальностей?

(Заметка о национальном вопросе)

Знакомая фраза, не так ли? В наш век обострившегося национализма она звучит очень приятно и так радует слух новообращенных мусульман, которые надеются, что теперь придя в Ислам, им не придется беспокоиться о своем происхождении или объяснять – почему у них какая-то не такая внешность или происхождение. Поэтому они бывают очень разочарованы, когда начиная знакомиться с новыми братьями и сестрами, оказывается, что национальности в Исламе все-таки есть, и национальный вопрос тут тоже стоит довольно остро. Этнические мусульмане, как ни странно, предпочитают общаться на родном языке, а не русском, готовят свои блюда, имеют какие-то свои мнения, основанные на своих традициях. Русских мусульман это иногда напрягает: «Сидела в мечети с подругой, а тут пришли какие-то тетки и стали на каком-то своем языке общаться, ничего не понятно», «почему они столько о своем национальном говорят —  что это у них, какой-то национальный комплекс?»

К сожалению, мусульмане разных национальностей не всегда любят друг друга, бывает, что и, наоборот – в силу каких-то исторических моментов или разницы менталитетов возникают трения или претензии, отсюда неприязнь, насмешки, какие-то обидные прозвища или анекдоты.

Не очень религиозно образованные люди, особенно пожилого возраста иногда бывают очень удивлены, увидев новообращенную  — «а что, разве русские тоже могут стать мусульманами? Вы же вроде бы должны в свою церковь ходить», «вы что – думаете, раз ислам приняли, сразу тут своими станете? – ничего подобного, в исламе надо родиться», и уж что совсем печально слышать – «вы свою веру предали, не люблю предателей».

К слову сказать, — и это очень важно на самом деле – если мусульманин скажет новообращенному или желающему принять Ислам – «идите в свою церковь, ислам – это наша татарская (чеченская, арабская) религия», «вы предаете свой народ», он рискует вообще впасть в неверие.

Особенно тяжело, когда приходится с этими моментами стакиваться при выборе спутника жизни: «Русскую невестку мы не примем, только через наш труп!», «Жениться (выходить замуж) только за своих!», «Ну и что, что он (она) намаз не читает, курит или выпивает, зато свой!», «Пусть хоть ваххабит, хоть кто, но зато из нашего народа».

Давайте разберемся – что тут правильно, а что нет? В Исламе действительно нет национальностей в том смысле, что человек не должен считать себя или свой народ лучше какого-то другого, кичиться своим происхождением или цветом кожи.

Всевышний Аллах сказал в Коране:

О, люди! Поистине, Мы создали вас из (одного) мужчины [Адама] и (одной) женщины [Хаввы] и (размножив вас) сделали вас (разными) народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга. Поистине самый почтенный [лучший и достойный в этом мире и Вечной жизни] из вас пред Аллахом – самый остерегающийся (грехов и наказания Аллаха). Поистине, Аллах – знающий, сведущий! (49, 13)

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Поистине, у вас один Господь, и у вас один отец (Адам), так что у араба нет никакого превосходства над не-арабом и у белого перед черным, кроме как в благочестии».
 

Но, тем не менее, Всевышний сказал о людях, что они созданы разными народами и племенами, так что национальности – как группы людей, объединенные общим происхождением, языком, образом жизни и традициями, культурой – все-таки имеют место быть.

Исламские ученые говорят, что человеку не запрещено любить свой народ (разумеется, это касается, прежде всего, народов, исповедующих Ислам), следовать своим национальным обычаям и традициям, если они не противоречат Исламу.

Многие этнические мусульмане (или даже новообращенные из других народов, принимая Ислам, особенно, если это было связано с замужеством) начинают интересоваться своими корнями, изучать свою культуру, вспоминать родной язык. Говоря на родном языке, они осознают, что это язык, на котором писали или говорили большие ученые или аулия, праведные шейхи, или даже простые люди, которые ценой больших лишений и трудностей сохраняли религию.

Разумеется, в возвращении к корням и уважении к родной культуре есть и оборотная сторона медали. Не все, что делали предки, соответствует религии. Надо помнить, что мусульманские народы России много лет подвергались принудительной ассимиляции, их насильно обращали в христианство, запрещали получать религиозное образование, закрывали мечети и медресе, так что вследствие этого в среде простых людей было распространено религиозное невежество, могли оставаться пережитки язычества. Такие вещи как поминки по умершему на седьмой или сороковой день, ношение косынки (или еще какого-то национального головного убора), не закрывающего полностью волосы), смешение полов на свадьбах и праздниках, совместные танцы мужчин и женщин, песни в сопровождении музыкальных инструментов, равно как  отмечать такие праздники, как навруз – не соответсвуют религии.

Теперь возникает вопрос, который особенно болезненно затрагивает молодых людей, ищущих спутника жизни. Как быть, если тебе нравится девушка (молодой человек) и вам кажется, что вы подходите друг другу, но на вашем пути встают родители, которые категорически отказываются видеть у себя в семье человека другой национальности. Что по этому поводу говорит религия?

Исламские ученые тоже говорят, что национальность входит в понятие совместимости, когда  молодые люди подходят друг другу по религиозности, социальному статусу, уровню образования, и в том числе национальности и культуре. Шариат подчеркивает, что без наличия такой совместимости будет трудно поддерживать устойчивые и гармоничные отношения в браке.  Так что если родители невесты отказывают молодому человеку по этой причине (опасаясь ассимиляции, того, что дети в таком браке могут вырасти, не зная родного языка или культуры), они имеют на это право по шариату.

«Поэтому будет правильным стараться заключать браки внутри своего собственного народа, чтобы увеличить вероятность гармоничного и счастливого брака. Так что мы советуем мужчинам заключать браки на девушках из своего собственного народа. Поскольку, если молодые люди будут жениться на девушках других национальностей, то может получиться так, что девушки из их народа могут остаться без мужей.

Разумеется, может сложиться ситуация, когда молодые люди из разных народов (понятно, что в данном случае речь идет о мусульманах) имеют серьезные намерения и твердо решили создать семью. В таком случае они могут заключить брак с согласия своих родных, но они должны с самого начала понимать возможные трудности такого брака и быть готовы идти на компромиссы относительно их культур, образа жизни и т.д. В частности, женщины должны учитывать следующие вещи, прежде чем принимать предложения от мужчин других национальностей:

1) Молодой человек должен строго следовать религии и обладать хорошим нравом.
 

2) Он должен быть готов мириться с некоторыми различиями, которые могут возникнуть из-за разницы культур, девушка также должна быть готова к такой разнице.
 

3) Если молодой человек – выходец из другой страны, его целью должно быть не просто получение гражданства или какой-то еще выгоды от такого брака.
 

В заключение мы еще раз посоветуем молодым людям стараться искать себе спутника жизни среди своего народа. Если же случается так, что молодые люди женятся на девушках другой национальности, и поэтому, девушкам также приходится искать женихов среди мужчин другой национальности; в таком случае мы советуем их родителям и опекунам не отклонять сразу таких предложений (от мужчин других наций), а рассмотреть его с положительной стороны. Возможно, такой брак также будет успешным, и это будет средством защиты от смуты и различных грехов. В хадисе предупреждается о нежелательности отклонения брачного предложения, если в отказе нет какого-то серьезного основания:
 

«Если к вашей дочери посватается человек, чьей религией и нравом вы будете довольны, не отклоняйте этого предложения, чтобы на земле не распространялась смута и безнравственность». (Тирмизи, хадис 1084, передан Абу Хурайрой)

В этом хадисе указывается, что главной причиной отказа от брачного предложения может быть недостаточная религиозность молодого человека и плохой характер. Не стоит отклонять предложение только по причине иной национальности и культуры. Вследствие этого может случиться так, что девушки будут подолгу оставаться незамужними, и на земле будут распространяться смута и разные грехи, социальное и моральное вырождение и тому подобное)» (фетва муфтия Сухайла Тармахомеда).

То есть, ученые считают, что люди имеют право сохранять свою национальную идентичность и поэтому заключать браки внутри своего народа, но вместе с тем нельзя впадать и в другую крайность, отказывая богобоязненному и порядочному юноше, выдавать дочку замуж за несоблюдающего религию, но «своего» человека.

Русская девушка, прочитав такое, может вполне резонно сказать – да, это все хорошо и правильно, но за кого же тогда выходить замуж нам, «неэтническим» мусульманкам? Так уж сложилось, что Ислам принимают чаще русские девушки, чем юноши, «неэтнических» сестер куда больше чем братьев, поэтому нам поневоле приходится искать себе мужей среди этнических мусульман.

Понятно, что общих советов тут не дашь, но можно все-таки кое-то предложить:

Не отмахивайтесь от национальных особенностей, особенно вышеприведенной фразой (насчет отсутствия национальностей в Исламе), проявляйте интерес к языку, каким-то культурным особенностям вашей будущей семьи (к примеру, научитесь готовить какие-то национальные блюда). И желательно, чтобы это было искренне, а не только лишь бы сделать вид и успокоить родственников.

И конечно, прежде всего, разумеется, уповайте на Всевышнего: если вам и данному молодому человеку суждено быть вместе, никакие национальные барьеры и обычаи вам не помешают соединиться, и наоборот, если это  «не ваше», вы вместе не будете, несмотря на все усилия с вашей стороны.

Пусть Аллах даст нам богобоязненных супругов и поможет создать гармоничные отношения в семье

Муслима (Аня) Кобулова

142

Последние статьи
27.05.2017
Подробнее
Подробнее
26.05.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.