С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.
Хвала Аллаху, Милостивому и Милосердному! Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада, его род, его семью, его сподвижников и последователей вплоть до Судного Дня! Да ниспошлет Всевышний нам свою милость, да сделает наших детей счастливыми в этом мире и в следующем. Да будет доволен Он нами и нашими детьми. Аминь.
Большинство родителей желают своему ребенку всего самого лучшего. Когда в семье появляется малыш, молодые родители и близкие родственники стремятся обеспечить его всем необходимым: лучшей одеждой, едой, игрушками, отдать в лучшую школу.
Часто в нашем стремлении дать ребенку «все, что ему нужно», мы проходим мимо самого главного — того, в чем он не просто нуждается для того, чтобы выжить, а того, что для него необходимо, чтобы вырасти счастливым. Мы не только плохо знаем и понимаем истинные потребности наших детей, но еще и привыкли перекладывать ответственность за их здоровье, воспитание и безопасность на кого-то еще: мы рожаем детей в роддомах, если они заболеют — отводим к врачу, отдаем их воспитывать в детские сады и потом в школу. Но те, кому мы вверяем наших детей, тоже редко когда знают, что нужно ребенку для счастья; они тоже узнавали о детях из книжек, авторы которых не имеют о счастье никакого представления.
В предыдущей статье мы рассмотрели первый основополагающей ключик от счастья ребенка. Но этот ключик применим не только к детям. Если вы сами научитесь полагаться только на Аллаха, будете искренне привязаны к Нему, то и вы ощутите счастье в этом мире, и, иншаАллах, в ахирате.
Давайте продолжим рассматривать ключики воспитания счастливого ребенка.
Итак, я выделила десять основных ключей счастья:
1. Привяжите ребенка к Аллаху.
2. Разговаривайте с ребенком
3. Умейте говорить «нет»
4. Объясняйте
5. Позволяйте совершать ошибки
6. Хвалите
7. Говорите, что любите
8. Веселитесь вместе
9. Рассказывайте о своих чувствах
10. Проявляйте уважение.
Ключик второй: разговаривайте с ребенком
Человек – существо социальное. И уже с первых минут жизни ребенку необходимо общение. Да, малыш пока может не понимать слов и не может ответить вам, но он понимает интонации, эмоциональный окрас, да и сам факт того, что на него обращено особое внимание.
Ребенку необходимо общение с вами разговоры о разных вещах, а его (общения) бывает так мало! Конечно, взрослые бывают часто заняты делами по дому и работой, но детям, для того что бы чувствовать себя счастливыми так не хватает родительского внимания и разговоров! Как часто взрослые проводят свободное время за компьютером или телевизором, не обращая внимания на свое чадо. Присоединяйтесь к ребенку, когда у вас появляется свободная минутка. Делайте выбор в пользу него, а не телевизора, компьютера, телефона и других штук, у которых нет ни сердца, ни чувств. И это сделает малыша намного счастливее.
Рассказывайте малышу утром о своих планах на день, советуйтесь с ним (ну, или делайте вид, что советуетесь), спрашивайте мнение по разным вопросам, внимательно слушайте его ответы. Выделите хотя бы полчаса в день, когда вы будете вместе играть, разговаривать или что-то делать, что нравится малышу и что он хочет. Постарайтесь сделать так, чтобы вас ничто не отвлекало. Полчаса в день – ведь это так мало для нас, а для ребенка время, проведённое вместе с родителем, – целая вечность!
Дети любят рисовать, строить, вырезать, раскрашивать, читать, беседовать, да и просто валяться, обниматься и дурачиться вместе с родителями. Выстраивайте с вашим чадом с самого раннего детства доверительные, добрые отношения, и тогда вы останетесь друзьями на всю жизнь!
Ключик третий: умейте говорить «нет»
Для детей очень важно наличие и четкое соблюдение определенных правил и ограничений. Безоговорочное соблюдение каких-то правил всеми членами семьи вызывает у ребенка чувство стабильности, защищенности и комфорта. Если вы не хотите вырастить избалованного ребенка, который не понимает границ дозволенного, то выработайте правила. Научите его понимать это слово «нет». Ребенок должен знать, что есть вещи, которые делать нельзя. Главное – быть последовательным, и не менять правила в зависимости от своего настроения или капризов ребенка. Только тогда он будет серьёзно относиться к вашим словам. И ещё – малышу очень важно услышать короткое объяснение, почему чего-то делать нельзя, и как это можно сделать по-другому (если можно).
Так же, очень важно, не злоупотреблять словом «нет» и не говорить его при первой же возможности, не задумываясь, почему. Исследования показали, что ребенок за день слово «нет» слышит в десятки раз чаще слово «да». А это в свою очередь ведет к негативный оценке мира и недовольством предписаний Аллаха.
В детстве человек очень любопытен, и детям интересно узнать всё об этом мире и многое попробовать. Не забывайте про живой детский интерес ко всему на свете. Пожалуйста, говорите «Нет» только тогда, когда это действительно необходимо.
После того, как вы сказали слово «Нет», предложите вашему чаду какой-нибудь альтернативный вариант, на который он, как правило, с радостью согласится.
Ключик четвертый: объясняйте
Как я начала уже писать в предыдущем пункте, ребенок очень любопытен и любознателен. Ему интересно буквально все, что его окружает. Поэтому старайтесь ему всё подробно объяснять – ведь только от вас малыш может узнать многие вещи. Иногда то, что нам кажется очевидным – для ребенка совершенно новое. Если этого не расскажете и не объясните вы, то малыш узнает от других, но объяснение может быть такой, какая вам совсем не понравится. Вот самый распространенный пример: из Корана мы знаем, что джинны подслушивают на небесах ангелов, а потом услышанное передают людям, которые им служат. Эти люди начинают рассказывать другим «предвидя будущее». И многие взрослые считают это чудесами, ясновиденьем, колдовством, и потом преподносят это детям как нечто загадочное, интересное и волшебное.
Несмотря на то, что иногда дети делают вид, что им всё равно и кажутся равнодушными, все же все ваши объяснения очень помогают им лучше ориентироваться в жизни и лучше разбираться в отношениях с другими людьми. Из наших объяснений они многому учатся и многое начинают понимать. Для ребенка очень важно понимать, что чувствуют другие люди, когда он ведет себя так или иначе, или к чему могут привести какие-то его действия, и почему.
Только важно, чтобы вы объясняли без раздражения, спокойно и подробно. Такие фразы как «Потому что так надо и всё» или: «Потому что я так сказал(а)» только обижают и приводят ребенка в замешательство малышу становится непонятно как вести себя в следующий раз в подобной ситуации. Это ведёт к фрустрации и повышению уровня тревожности. Никогда не говорите: «Ты ещё маленький, и поэтому ничего не понимаешь» или «Вырастешь – поймёшь». Это обижает ребенка до глубины души!
Дети очень стараются всё понять. Не жалей времени на объяснения – это бесценный вклад в самооценку ребенка, его интеллект и ваши с ним отношения!
Ключик пятый: позволяйте совершать ошибки
Мы, взрослые, уже имеем определенный жизненный опыт. И с высоты нашего опыта многие вещи кажутся нам очевидными и понятными. И, конечно, родителям не хочется, чтобы их ребенок совершал какие-то очевидные, с нашей точки зрения, ошибки. Но иногда, это совершенно необходимо малышу, чтобы научиться чему-то новому! Дайте ребенку достаточно самостоятельности, доверяйте ему. Наберитесь терпения, даже если вы видите, что он делает что-то неверно, просто подождите. Дайте малышу возможность приобрести свой опыт. Ведь, как правило, только путём проб и ошибок человек лучше понимает, что и как правильно делать. Не спешите поправлять! Дайте ребенку время самому потренироваться и найти правильный вариант решения, научиться выполнять правильные действия.
Позволять ребенку совершать свои ошибки – это вовсе не значит, что вы должны полностью оградиться от его познавательной деятельности. Конечно же, необходимо оберегать чадо от каких-то серьёзных, опасных ошибок, которые могут повлиять на всю его жизнь. Но разные другие повседневные ошибки просто необходимы ему для того, чтобы ребенок активно обучался и развивался.
Пусть малыш сам столкнется с последствиями своих действий. Проявляйте терпение, и он научится всему быстрее.
Продолжение следует.
Хаят Ибрагимова, детский психолог
С использованием идей Екатерины Бусловой.