Если ребенок не умеет проигрывать - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Если ребенок не умеет проигрывать

С именем Аллаха, Милостивого Милосердного.

Ассаляму алейкум ва рахматулЛахи ва баракатуху.

В нашей жизни Аллах дает нам разные ситуации для нашего воспитания. И часто бывает, что мы в каких-то обстоятельствах «проигрываем» — я взяла это слово в кавычки не случайно! Любой наш проигрыш на самом деле — благо для нас от Аллаха, ведь именно так Он воспитывает нас, дает нам урок, благодаря чему мы, если проходим этот урок, становимся лучше. И задача родителей — как раз научить детей принимать эти уроки, задумываться над ними и извлекать из них пользу.

Как это сделать?

Уметь принимать свое поражение и идти вперед, не падая духом, тесно связано с самоконтролем. Это особая психическая функция, которая развивается постепенно и формирование ее заканчивается к концу подросткового возраста. Самоконтроль – это умение не следовать своим ежесекундным импульсам, сдерживать эмоции. Самоконтроль над эмоциями появляется только к 5 годам и развивается на протияжении всего детства. Это нужно помнить, когда вы требуете от ребенка сдержать гнев, удержаться от соблазна, не реагировать на провокации. Высшей же степенью развития самоконтроля считается нравственность.

Высокая способность самоконтроля закладывается еще в период младенчества. Чем быстрее мама реагирует на потребности ребенка, чем большая привязанность между ними, тем легче ребенку в будущем расшифровать свои эмоции, а значит, и владеть ими.

В 1-2 года реакции ребенка спонтанные, и он еще не способен сдерживать эмоции. Поэтому задача родителей на этот период — создать такую среду для малыша, чтобы у него было как можно меньше запретов. Например, вещь, которую нельзя брать, уберите из поля видимости малыша, чтобы не раздражать его своим отказом дать ему это.

После двух лет у ребенка впервые появляется способность подавить свои импульсивные желания. Например, не хватать сразу вкусности. Но это возможно не каждый раз.

Дети трех лет могут уже, например, не кидать игрушки в их обидчика, но просить их перестать плакать или не злиться бессмысленно. Этого они еще просто не могут, и лишь воспримут этот приказ как проявление вашей холодности к ним.

Достаточно большой скачок происходит в возрасте 4 лет. Появляется самоорганизация, дети могут объяснить причину своих поступков. К

5 годам ребенок усваивает правила поведения, понимает, что можно, а что нельзя. Он может сам себе ставить цели. Хотя самоконтроль все еще сильно подвластен уровню эмоционального фона (усталость, болезнь, стресс).

Ближе к 7 годам появляется способность себя сдерживать, не отвлекаться или быстро вернуться к первому занятию при отвлечении. Если раньше совестью малыша были родители, то теперь это его внутренние ориентиры. И если родители часто упрекали и стыдили его, то у него будет низкая самооценка, и все, что он делает, будет казаться ему недостаточно хорошим.

Так постепенно, к 13-14 развитие самоконтроля достигает своего пика. Но есть дети, которые легче и лучше сдерживают свои побуждения и эмоции, а есть те, кто справляется с этим хуже. Это зависит от наследственности и, в большей степени, от опыта.

Что помогает развить самоконтроль:

• Учите понимать и выражать чувства. Каждый раз проговаривайте, что вы чувствуете, переживаете. Также проговаривайте эмоции ребенка: «мне кажется, ты сейчас сильно расстроен», «похоже, тебе грустно», «сейчас ты очень счастлив?»

• Используйте конфликтные ситуации для отработки навыков общения. Проговаривайте, проигрывайте с ним похожие ситуации, меняя в них лишь реакции участников. Так ребенок будет знать разные стратегии поведения.

• Анализируйте поведение. «Как ты думаешь, почему я/ты не смог сдержать свой гнев, что послужило его причиной?», «почему ты на самом деле не смог выиграть?»

• Учите находить плюсы во всех ситуациях. Размышляйте вместе, какой урок Аллах хочет, чтобы мы извлекли из этого.

• Каждый день вспоминайте, что было в течение дня. Находите как можно больше приятностей и благодарите за это Всевышнего.

• Развивайте эмпатию. Просите ребенка встать на место других. Вместо: «надо уметь проигрывать», скажите: «я понимаю, что ты расстроился, но представь, как ты бы себя чувствовал, если бы кто-то рядом с тобой из-за проигрыша начал кричать и плакать?»

• Учитесь сами контролировать свои эмоции. Если папа в гневе стучит по столу кулаком, глупо требовать от ребенка не делать так же. И если ребенок в гневе каждый раз кричит, то, скорее всего, и мама повышает голос каждый раз, когда сердится.

• Если быстро совладать с эмоциями у вас пока не получается, можно сказать примерно так: «сейчас я на тебя очень сержусь, поэтому уйди пока в другую комнату, чтобы я смогла совладать со своим гневом». Таким образом, вы покажете пример того, как нужно действовать, если вышел из себя.

• Научите использовать дыхательные практики. Дыхание животом помогает быстрее успокоиться, это дыхание расслабленного тела. А чтобы адреналин быстрее переработался, делайте глубокий вдох носом и долгий-долгий выдох ртом.

• Найдите хадис о перемене положения тела при гневе. Для детей же иногда одного перемещения мало, тогда им можно предложить сделать несколько приседаний или отжиманий.

• Никогда не ругайте ребенка за его чувства.

Для развития самоконтроля и принятия неудач не нужны специальные уроки. Все это необходимо делать в контексте жизненных ситуаций. Уважение к чувствам ребенка только способствует этому.

А Аллах Всевышний знает лучше.

Хаят Ибрагимова, детский психолог.

1665

Последние статьи
03.09.2017
Подробнее
30.05.2017
Подробнее
25.05.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.