Физические наказания детей - что говорит об этом Шариат - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Физические наказания детей — что говорит об этом Шариат

Вопрос:

Разрешены ли телесные наказания детей и как их применяют согласно шариату?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Под телесным наказанием понимается физическое наказание, причиняемое ребенку взрослым, который имеет на это право (1). Подобные наказания были и остаются предметом дискуссий среди людей во всем мире. Чтобы осветить исламский взгляд на этот вопрос, мы должны начать со слов Пророка (мир ему и благословение):

قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «مُرُوا أَوْلَادَكُمْ بِالصَّلَاةِ وَهُمْ أَبْنَاءُ سَبْعِ سِنِينَ، وَاضْرِبُوهُمْ عَلَيْهَا، وَهُمْ أَبْنَاءُ عَشْرٍ وَفَرِّقُوا بَيْنَهُمْ فِي الْمَضَاجِعِ

«Научите своих детей молиться (совершать намаз), когда им исполняется семь лет, и побивайте их (наказывайте) за пренебрежение молитвой, когда им исполняется десять лет, и разделяйте их постели» (2).

В отношении этого хадиса и хукмов (правил), связанных с ним, алляма аль-Хаскафи пишет в Ад-Дурр аль-Мухтар:

«Молитва (намаз) обязательна для каждого мукалляфа (совершеннолетнего человека, на которого возложены религиозные обязанности)… хотя в хадисе и дозволяется побить десятилетнего ребенка за ее оставление, это можно сделать рукой, но не палкой, поскольку в хадисе сказано «повелевайте своим детям молиться…»…Я утверждаю, что пост подобен молитве (как это сказано в главе «Пост» Кухустани и в главе Хазр (валь –ибаха) из аль-Ихтияра). Ему (ребенку) нужно повелевать молиться и держать пост, а также воздерживаться от всего запретного (как употребление алкоголя), чтобы он привыкал к добру и оставлял зло» (3).

Алляма Ибн Абидин, комментируя последнюю часть утверждения аль-Хаскафи:

«Причиной связывающей эти два утверждения было показать, что ребенку нужно повелевать все, что предписано совершать нам (мусульманам), и запрещено все, что запрещено нам (мусульманам) делать» (4).

Поясняя свойства самого наказания, алляма аль-Альками пишет в своем аль-Каукаб аль-Мунир (цитируется по Мубаракпури в его Тухфат аль-Ахвади):

«Побивание (в хадисе) относится к таким ударам, которые не причиняют сильную боль, а также не подразумевают удары по лицу» (5).

Исходя из этого, мы видим, что в хадисе есть прямое указание на допустимость применения физической силы в отношении ребенка для соблюдения дисциплины. Хотя хадис адресован родителям (6), сюда могут быть включены также учителя (как об этом пишет Ибн Абидин, цитируя аль-Кунья (7), аль-Усрушни (8) и алляма Ибн Нуджайм (9) по его аль-Бахр ар-Раик).

Разумеется, если шариат допускает телесные наказания, это не означает, что любой их вид в любой степени допустим.

Ученые нашего времени выработали определенные принципы и правила, которых необходимо придерживаться в их отношении. Некоторые из них мы приводим ниже: (10)

1) Есть действительная необходимость наказать ребенка [11]

2) Наказание не должно нанести серьезный физический вред ребенку

3) Оно не должно приводить к обиде ребенка на родителей

4) Это не должно приводить к отчаянию или озлоблению ребенка

5) Учитель должен иметь разрешение от опекуна ребенка

6) Наказание должно быть ограничено степенью, необходимой для того, чтобы призвать ребенка к порядку, и больше ничего.

7) Наказание не должно быть таким, какое ребенок не может выдержать.

8) Запрещено использование палки (или еще каких-то предметов) (т.е. можно использовать только свои руки) (12)

9) Нельзя бить по лицу и голове.

10) Наказание не должно производиться в гневе или в качестве мести за то, что ребенок сделал.

***

Хотя телесные наказания разрешены в Шариате, мы должны помнить, что это не идеальный способ взаимодействия с детьми, особенно учитывая, что Посланник Аллах ﷺ относился к людям любого возраста с милосердием и состраданием.

У Тирмизи и Абу Дауда приводится хадис, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَيْسَ مِنَّا مَنْ لَمْ يَرْحَمْ صَغِيرَنَا وَيَعْرِفْ شَرَفَ كَبِيرِنَا

«Не из нас тот, кто не милостив к младшим и не уважает старших» [13]

Также нужно иметь в виду, что законы многих стран в настоящее время запрещают телесные наказания в школах, а также относят подобное поведение родителей с детьми к жестокому обращению с ребенком (вплоть до лишения родительских прав таких родителей).

***

В целом, выводы можно свести к следующим пунктам:

1) В соответствии с Шариатом, телесные наказания разрешены в определенной степени, если они производятся по серьезным причинам и ограничиваются принципами, изложенными выше.

2) Целью телесных наказаний должно быть желание приучить ребенка к дисциплине, а не посягать на его права. Кроме того, идеальный способ поведения себя с детьми — это проявление милосердия, подражая качествам благородного Посланника Аллаха ﷺ.

3) Наша обязанность, как жителей, проживающих под защитой немусульманских государств, уважать законы таких стран и защитить себя от всего, что может принести вред мусульманам и затруднить для нас возможность практиковать свою религию. Таким образом, если законы страны позволяют применять телесные наказания, то можно сделать это в соответствии с законами такой страны и руководящими принципами, предусмотренными Шариатом. С другой стороны, если какая-то страна не позволяет таких вещей, то следует соблюдать законы местности, чтобы не поставить мусульман в ситуацию, которая заставит их пожертвовать другими религиозными обязательствами.

В заключение скажем еще раз: хотя законность телесных наказаний установлена Шариатом, мы также обязаны придерживаться общих принципов и правил, изложенных в исламском праве, и избегать любых ситуаций, которые могут оказать негативное влияние на нас или других мусульман в рамках нашей общины. В целом, когда мы имеем дело с таким деликатным вопросом, нужно проявлять мудрость и здравый смысл, принимая во внимание индивидуальные обстоятельства и окружающую среду.

А Аллах знает лучше.

Мухаммад Билал, студент Даруль Ифтаа,
Нью-Джерси, США

Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи

________________________________

[1] «Телесные наказания», Dictionary.com, по обращению на августt 31, 2014

[2] Абу Дауд, 495, Книга молитвы (намаза); Тирмизи, 401, Глава о молитве, с разницей в редакцией и в цепочке передачи.

[3] Раддуль Мухтар, том. 1 с. 350-351, изд-во H.M. Sa`īd Company

[قال الحصكفي] (هِيَ فَرْضُ عَيْنٍ عَلَى كُلِّ مُكَلَّفٍ)… (وَإِنْ وَجَبَ ضَرْبُ ابْنِ عَشْرٍ عَلَيْهَا بِيَدٍ لَا بِخَشَبَةٍ) لِحَدِيثِ «مُرُوا أَوْلَادَكُمْ بِالصَّلَاةِ وَهُمْ أَبْنَاءُ سَبْعٍ، وَاضْرِبُوهُمْ عَلَيْهَا وَهُمْ أَبْنَاءُ عَشْرٍ» قُلْت وَالصَّوْمُ كَالصَّلَاةِ عَلَى الصَّحِيحِ كَمَا فِي صَوْمِ الْقُهُسْتَانِيِّ مَعْزِيًّا لِلزَّاهِدِيِّ وَفِي حَظْرِ الِاخْتِيَارِ أَنَّهُ يُؤْمَرُ بِالصَّوْمِ وَالصَّلَاةِ وَيُنْهَى عَنْ شُرْبِ الْخَمْرِ لِيَأْلَفَ الْخَيْرَ وَيَتْرُكَ الشَّرَّ

[4] Radd al-Muhtār, v. 1 p. 352, H.M. Са`ид Компани.

[5] Тухфат аль-Ахвади, т. 3 с. 727, Мактаба Назар Мустафа аль-Баз

إِنَّمَا أَمَرَ بِالضَّرْبِ لِعَشْرٍ لِأَنَّهُ حَدٌّ يُتَحَمَّلُ فِيهِ الضَّرْبُ غَالِبًا وَالْمُرَادُ بِالضَّرْبِ ضَرْبًا غَيْرَ مُبَرِّحٍ وَأَنْ يَتَّقِيَ الْوَجْهَ فِي الضَّرْبِ

[6] Раддуль Мухтар, т. 4 с. 78, H.M. Са`ид Компани

(قَوْلُهُ وَالْأَبُ يُعَزِّرُ الِابْنَ عَلَيْهِ) أَيْ عَلَى تَرْكِ الصَّلَاةِ. وَمِثْلُهَا الصَّوْمُ كَمَا صَرَّحُوا بِهِ، وَتَعْلِيلُ الْقُنْيَةِ الْآتِي يُفِيدُ أَنَّ الْأُمَّ كَالْأَبِ

[7] Раддуль Мухтар, т. 4 с. 78, H.M. Са`ид Компани

(قَوْلُهُ وَفِي الْقُنْيَةِ إلَخْ) وَفِيهَا عَنْ الرَّوْضَةِ: وَلَوْ أَمَرَ غَيْرَهُ بِضَرْبِ عَبْدِهِ حَلَّ لِلْمَأْمُورِ ضَرْبُهُ، بِخِلَافِ الْحُرِّ.

قَالَ: فَهَذَا تَنْصِيصٌ عَلَى عَدَمِ جَوَازِ ضَرْبِ وَلَدِ الْآمِرِ بِأَمْرِهِ، بِخِلَافِ الْمُعَلِّمِ؛ لِأَنَّ الْمَأْمُورَ يَضْرِبُهُ نِيَابَةً عَنْ الْأَبِ لِمَصْلَحَةٍ وَالْمُعَلِّمَ يَضْرِبُهُ بِحُكْمِ الْمِلْكِ بِتَمْلِيكِ أَبِيهِ لِمَصْلَحَةِ الْوَلَدِ اهـ وَهَذَا إذَا لَمْ يَكُنْ الضَّرْبُ فَاحِشًا كَمَا يَأْتِي فِي الْمَتْنِ قَرِيبًا

[8] Джами` Ахкям аль-Сигар, т. 2 с. 167, Дар аль-Фадиля

والأب أو الوصي إذا سلم الصغير إلي معلم ليعلمه القرآن، أو عملا آخر، فضربه المعلم للتعليم، إن ضربه بإذن الأب حيث حيث يضرب مثلما يضرب للتعليم فلا ضمان علي الأب والوصي، ولا علي المعلم.

[9] Аль-Бахр aр-Раик, т. 8 с. 344, H.M. Са`ид Компани

قُلْتُ: لِمُحَمَّدٍ إنْ لَمْ يَكُنْ الْأَبُ قَالَ لَهُ فِي أَمْرِ الضَّرْبِ شَيْئًا قَالَ يَضْمَنُ الْمُعَلِّمُ وَفِي رِوَايَةٍ فِي بَعْضِ النُّسَخِ إنَّ ضَرْبَ الصَّغِيرِ إنَّمَا يُضْمَنُ عَلَى قَوْلِ أَبِي حَنِيفَةَ إذَا كَانَ لِلتَّأْدِيبِ أَمَّا إذَا ضَرَبَهُ لِتَعْلِيمِ الْقُرْآنِ لَا يَضْمَنُ كَالْمُعَلِّمِ، فَإِذًا لَا فَرْقَ بَيْنَ ضَرْبِ الْمُعَلِّمِ بِإِذْنِ الْأَبِ وَبَيْنَ ضَرْبِ الْأَبِ إذَا كَانَ لِلتَّعْلِيمِ…وَفِي كِتَابِ الْعِلَلِ لِلزَّوْجِ أَنْ يَضْرِبَ امْرَأَتَهُ عَلَى تَرْكِ الصَّلَاةِ وَلِلْأَبِ أَنْ يَضْرِبَ ابْنَهُ عَلَى تَرْكِ الصَّلَاةِ وَذَكَرَ مَسْأَلَةَ الْمُعَلِّمِ إذَا ضَرَبَ الصَّغِيرَ بِإِذْنِ الْأَبِ عَلَى الِاتِّفَاقِ قَالَ نَحْوَ مَا ذَكَرْنَا قَالَ مُحَمَّدٌ ثَمَّةَ وَهَذَا عِنْدَنَا.

[10] Фатава Махмудийя, т. 14 с. 126-129, Даруль Ифта Джами`а Фарукийя;

Имдадуль Ахкям, т. 4 с. 425, Мактаба Даруль Улюм Карачи;

Фатава Хакканийя, т. 2 с. 117, Джами`а Даруль `Улюм Хакканийя;

Фатава Муфтий Махмуд, т. 11 с. 40-41

[11] Раддуль Мухтар, т. 4 с. 78, H.M.Са`ид Компани

(قَوْلُهُ وَفِي الْقُنْيَةِ إلَخْ) وَفِيهَا عَنْ الرَّوْضَةِ: وَلَوْ أَمَرَ غَيْرَهُ بِضَرْبِ عَبْدِهِ حَلَّ لِلْمَأْمُورِ ضَرْبُهُ، بِخِلَافِ الْحُرِّ.

قَالَ: فَهَذَا تَنْصِيصٌ عَلَى عَدَمِ جَوَازِ ضَرْبِ وَلَدِ الْآمِرِ بِأَمْرِهِ، بِخِلَافِ الْمُعَلِّمِ؛ لِأَنَّ الْمَأْمُورَ يَضْرِبُهُ نِيَابَةً عَنْ الْأَبِ لِمَصْلَحَةٍ وَالْمُعَلِّمَ يَضْرِبُهُ بِحُكْمِ الْمِلْكِ بِتَمْلِيكِ أَبِيهِ لِمَصْلَحَةِ الْوَلَدِ اهـ وَهَذَا إذَا لَمْ يَكُنْ الضَّرْبُ فَاحِشًا كَمَا يَأْتِي فِي الْمَتْنِ قَرِيبًا

[12] Раддуль Мухтар, т. 1 с. 352, H.M Са`ид Компани

(قَوْلُهُ: لَا بِخَشَبَةٍ) أَيْ عَصًا، وَمُقْتَضَى قَوْلِهِ بِيَدٍ أَنْ يُرَادَ بِالْخَشَبَةِ مَا هُوَ الْأَعَمُّ مِنْهَا وَمِنْ السَّوْطِ أَفَادَهُ ط.

(قَوْلُهُ: لِحَدِيثِ إلَخْ) اسْتِدْلَالٌ عَلَى الضَّرْبِ الْمُطْلَقِ، وَأَمَّا كَوْنُهُ لَا بِخَشَبَةٍ فَلِأَنَّ الضَّرْبَ بِهَا وَرَدَ فِي جِنَايَةِ الْمُكَلَّفِ. اهـ.

[13] Тирмизи, 1920, Глава о милости к молодым; Абу Дауд, 4943, Глава о милости.

681

Последние статьи
03.10.2017
Подробнее
03.09.2017
Подробнее
30.05.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.