С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.
Игры на развитие внимания и памяти с самого раннего возраста помогают нашим детям развивать очень важную способность — концентрацию внимания. Абсолютное большинство детских игр разрабатывается именно для этого, потому что хорошая память и умение концентрировать внимание — крайне важные качества, которые, несомненно, помогут ребенку достичь успеха в любом начинании.
Внимание и концентрация — крайне важные навыки, значение которых переоценить сложно. Навык этот развивается с возрастом. Например, если для ребенка в возрасте 2-х лет 7-10 минут концентрировать внимание на одном занятии считается нормой, то при поступлении в школу он уже должен быть способен все 45 минут на уроке внимательно слушать преподавателя и не отвлекаться.
Дети достаточно легко могут запомнить большое количество информации. Однако, эту способность тоже нужно тренировать! Чем больше практики по запоминанию — тем лучше будет память у вашего ребенка, и тем легче ему будет даваться обучение в школе.
Очень важно при развитии внимания не заставлять ребенка, не давить на него, чем больше мягкости и терпения вы проявите, тем более высокого результата можно добиться.
Сейчас можно приобрести всевозможные детские конструкторы, головоломки, загадки, огромное множество книг с задачками на развитие внимания и памяти. Но сегодня поговорим о тех играх, которые не требуют ни специальных условий, ни оборудования. Так что в них вы сможете играть где угодно: в самолете, в машине, на даче, в близлежащем парке или даже дома, если на улице проливной дождь. Игры можно усложнять по мере взросления вашего ребенка.
• «Паровозик» — игроки называют слова по очереди. Надо назвать слово на букву, на которую закончилось слово второго игрока. Это аналог игры «в города», но для маленьких детей правила легче — слова берутся любые, а не только из географии. Потом игру можно усложнять, называть только животных или только еду и т.п.
• «Первая буква» — это игра схожа с предыдущей, только теперь называются слова на определенную первую букву. Например, но «О» — «облако», «обезьяна», «овощи» и т.д. Это игра очень расширит словарный запас малыша.
• «Противоположности» — я называю слово, а ребёнок отвечает словом, противоположным по смыслу (день-ночь, кислый-сладкий и т.п.).
• Каким бывает?» — по очереди подбираем определения к слову, кто больше не сможет придумать — проиграл (например, кошка бывает пушистая, голодная, белая, спящая и т.п.).
• «Что бывает?» — игра, обратная предыдущей. Называем, что может иметь данное определение (например, пушистым может быть снег, одеяло, волосы, кошка и т.п.).
• «Что можно сделать?» — по очереди называем предметы (из бумаги — тетрадь, книжку, самолётик и т.п.). Кто больше не может ничего назвать — проиграл.
• «Вот предмет, а из чего люди сделали его?» — обратная к предыдущей игра. Я называю вещь, а малыш говорит, из чего она сделана (стол — из дерева, дом — из камня и т.п.).
• «Что внутри?» — я называю предмет, а ребёнок говорит, что в нём может быть (например, яйцо-цыплёнок, кошелёк — деньги, самолёт — пассажиры и т.п.).
• «Что было раньше?» — я называю слово, а ребёнок говорит, чем это было раньше (рыба — икрой, лужа — дождиком, лист — почкой и т.п.).
• «Что будет, если?» — спрашиваю, что будет, если съесть 100 конфет, или если долго-долго бежать, или если научиться летать.
• «Рифмовки» —Выбираем любое слово и придумываем к нему рифму. Например: машина –шина, резина-тина…
• «Что делает леопард на букву…» — Леопард должен всё делать на одну букву алфавита. Например, сегодня буква «М»: леопард моется мылом, мёрзнет, ест мороженое, мастерит маленькие машинки и т.п. Чем длиннее предложение из слов на одну и ту же букву, тем лучше.
• «Все помню». В ней первый игрок говорит: «У меня есть … (например, стол)». Второй говорит: «У меня нет … (стола), у меня есть … (допустим, кот)». Третий игрок (либо, если игроков двое, обратно первый) говорит: «У меня нет ни стола, ни кота. У меня есть ручка». И так далее. Т.е. в каждый следующий ход нужно перечислить все предыдущие предметы (и желательно сделать это в том порядке, в котором они упоминались), а также добавить еще один новый предмет.
• Трехлитровая банка. Называем по очереди все предметы на определенную букву, которые помещаются в 3-хлитровую емкость : молоко, мыло, масло, мороженое, магнит, мармелад, мука, мед, медь, мусор, марля… Учимся шире мыслить 😉
• «Я вижу что-то…» Адаптированный вариант английской игры “I spy with my little eye…” (я вижу своим маленьким глазиком…) . Цель игры — развитие наблюдательности у ребенка. Первый игрок говорит: «Я вижу что-то зеленое….», другой игрок должен угадать, что же видит его соперник. Если малыш не угадал с первого раза, дается следующая подсказка: « Я вижу что-то маленькое…» и т.д. — пока малыш не найдет предмет, соответствующий перечисленным характеристикам.
• «Да» и «Нет». Один из вас задумывает слово (что-то из того, что видел по дороге): памятник, мост, здание, собака и т.д. Другой должен это слово отгадать с помощью наводящих вопросов. Задавать можно любые вопросы, а вот отвечать только «да» или «нет». Кто отгадал – задумывает следующее слово. Игра подходит для детей от 3 лет и развивает наблюдательность и ассоциативное мышление.
• «Я знаю пять..» названий фигур, имен девочек, цветов и т.п. Моя дочь, кстати, заставила немного призадуматься и меня, давая мне такие задачи: « пять хадисов», «пять сподвижников», «пять битв во времена Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует)», «пять жен Пророка Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует)».
• «Что было вчера» — какой сок и где пили. Сколько котов видели под домом…И так пытаемся восстановить вчерашний день.
Как вы видите, все эти игры дают комплексный эффект. Т.е., кроме внимания и памяти развивают еще и логику, мышление, воображение!
Постарайтесь заинтересовать ребенка такими играми. Такие занятия займут у вас совсем немного времени, зато помогут укрепить отношения между вами и вашим ребенком
А Аллах Всевышний знает лучше.
Хаят Ибрагимова, детский психолог