Вопрос:
Я хочу узнать, кто будет собственником денег и подарков, которые родственники и друзья дают детям. Принадлежат они детям или их родителям?
Второй вопрос: каково положение денег, которые родители копят для своих детей? Могут ли родители распоряжаться этими деньгами? Или они принадлежат детям, и только они могут тратить их?
Ответ:
С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том
1. В отношении денег и вещей, подаренных детям родственниками или друзьями, решение будет зависеть от намерения подарившего:
А) Если его намерение было отдать деньги или подарки родителям, чтобы те сами распоряжались ими, тогда это собственность родителей. Государственные выплаты, такие как пособие на ребенка и прочие, выдаваемые родителям для содержания детей, также будут считаться собственностью родителей.
Таким образом, наилучшим выходом будет уточнить у дарителя его намерение. Если это невозможно, нужно постараться самому определить, было это подарено ребенку или родителям. Например, если отцу ребенка подарили игрушки или детскую одежду, это будет указывать на то, что адресат подарка – ребенок. Однако если были подарены деньги или другие вещи, то они принадлежат отцу, если подарены его родственниками или друзьями, а если подарены друзьями и родственниками матери – то матери. Более того, слова дарителя «это для ребенка» не обязательно делают ребенка владельцем подарка, поскольку намерение возможно было подарить деньги родителям, чтобы они могли тратить их на ребенка (Такмиля аль-бахр ар-раик).
В случае, если деньги для ребенка были подарены родителям, им желательно потратить их на ребенка. Однако они могут воспользоваться ими и для своих личных нужд.
Б) Если намерение было подарить деньги/вещи ребенку, то тогда он становится их собственником. Если деньги были подарены нескольким детям сразу, то они будут владеть ими в равных долях.
Общее решение в отношении дарения таково, что акт дарения не завершен, пока адресат не примет право собственности (кабд) на подарок. Это мнение большинства сподвижников, таких как Абу Бакр, Умар, Усман и Али (да будет Аллах ими доволен) и большинства имамов фикха («Аль-Мугни» Ибн Кудамы).
Однако в том, что касается детей, право собственности на подарок должен принять их законный опекун (вали), например, отец, дед или мать («Кашф аль-хакаик, шарх Канз ад-дакаик», 2/147 и «Аль-Бахр ар-раик»).
В этом случае, если подарок был сделан ребенку, опекун не может тратить деньги на кого-либо, кроме ребенка. Родители, тем не менее, могут учесть долю ребенка в оплате еды или коммунальных счетов.
2) Что касается денег и вещей, которые ребенку дарят родители, то и тут все будет зависеть от намерения дарителя:
А) Если родители просто копят деньги, чтобы потратить их на ребенка тогда, когда это будет нужно, деньги остаются собственностью родителей. В этом случае они имеют полное право тратить их как угодно.
Б) Однако если намерение родителей было на самом деле подарить деньги/вещи ребенку, тогда они становятся собственностью ребенка, даже если продолжают находиться в руках родителей. Иными словами, владение родителей заменяет собой владение несовершеннолетнего (по Шариату), как было указано выше.
Таким образом, если родитель выразил намерение подарить что-то ребенку и сообщил об этом, то акт дарения считается завершенным («Радд аль-мухтар» 8/499, «Аль-фатава аль-хиндия» 4/392, «Кашф аль-хакаик» 2/147 и др.).
В этом случае деньги и подарки должны быть использованы в интересах ребенка.
Аллах знает лучше.
Муфтий Мухаммад ибн Адам
Даруль Ифта,
Лестер, Великобритания
daruliftaa.com