С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.
Аллах по Своей мудрости сделал так, что человек все время меняется. Ребенок растет, накапливаются изменения в поведении и развитии, в результате чего и происходит переход на качественно новый этап. В этот момент родители очень часто, описывая своего ребенка, говорят, что он стал вдруг капризным, упрямым, непослушным. Это и есть возрастной кризис.
Возрастные кризисы характеризуются резкими психологическими изменениями, и обусловлены, прежде всего, разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека. Кризис возникает потому, что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и поэтому не могут выполнять свои функции.
Первый возрастной кризис происходит примерно в один год. Но нужно помнить, что рамки эти весьма условны. У одного ребенка данный кризис может протекать в 9-10 месяцев, а у другого в полтора года.
Что характерно для кризиса одного года?
Малыш начинает ходить и самостоятельно перемещаться в пространстве. Ему все интересно, все хочется потрогать, попробовать на зуб. Вскоре он начнет осознавать себя самостоятельной личностью: «Я — ребенок, а он — взрослый. Мы — разные!» В этом суть первого кризиса.
Совсем недавно ваш сынок или дочка аккуратно кушали из ваших рук то, что вы им предлагали, а теперь они, все перемазанные, размахивают ложками, отказываясь от с любовью приготовленной вами пищи. Теперь уже ребенок со скандалом пытается отстаивать собственные гастрономические предпочтения, требуя новые блюда. Ребенок бегает по дому, залезает во все щели, хватает, бросает и тянет в рот все, что попалось ему на глаза. Сколько же всего интересного обнаруживается в квартире! Звенящие банки и посуда, мамин телефон, всевозможные провода, обувь у порога, вкуснятина в миске кошки… Порой остается только удивляться, как такому карапузу удается перевернуть вверх дном весь дом!
Ребенок познает мир. Но порой это совсем не безопасно, когда, например, малыш пытается залезть в розетку, дернуть кота за хвост, погрызть шнур от включенного компьютера. Естественная реакция родителей — быстро прекратить это безобразие. И с их уст слетает: «нельзя!». Запреты ребенок не понимает. Они вызывают у него протест, что и проявляется плачем, упрямством, недовольством. Такие реакции в психологии называют аффективными вспышками. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, жестов или понимают, но не выполняют то, что он хочет. При очередном «нельзя» или «нет» аффективные реакции могут достичь такой силы, когда ребенок пронзительно кричит, падает на пол, бьёт по нему руками и ногами.
Итак, для кризиса первого года характерны следующие признаки:
• «Трудновоспитуемость» — упрямство, непослушание, требовательность. Ребенок словно не слышит ваших слов, требует к себе повышенного внимания. Учащаются капризы, казалось бы, на пустом месте.
• Увеличение возможностей и самостоятельности крохи: он пытается самостоятельно действовать во время кормления, одевания/раздевания, овладевает новыми умениями в игре, в самообслуживании.
• Ребенок становится чувствительным к вашим порицаниям и замечаниям, обижается, проявляет капризность, агрессию, направленную на вас или какой-либо «непослушный» предмет.
• Малыш проявляет в некоторых случаях даже противоречивое поведение, особенно в затруднительных ситуациях. К примеру: он может попросить вашей помощи и тут же отказаться от нее.
Однако главная проблема первого кризиса состоит в том, что родители еще не успели подстроиться под новый скачок в росте и развитии своего ребенка. Такие кризисы переживают абсолютно все дети. Давайте разберёмся, как себя вести родителям, чтобы сократить продолжительность кризиса первого года?
Главное, что нужно для себя уяснить, – после любого кризиса наступает период спокойного и стабильного развития. До следующего кризиса. Ваша задача — помочь ребенку пережить нелегкий переходный период и помочь ему ощутить свою самостоятельность.
Кризис первого года становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Но ребенок не должен ощущать вседозволенность. У малыша обязательно должны быть некоторые запреты и рамки желаний. Вседозволенность тяжела не только для родителей, но и для самого ребенка. Однако для любых запретов должны быть четкие логические основания. Запреты могут касаться того, что представляет опасность для жизни и здоровья. Если запретов слишком много, часть из них перестает соблюдаться. В таком случае, вполне возможно, ребенок решит нарушить именно тот запрет, который для вас окажется наиболее важным.
Значительно легче регулировать поведение ребенка, просто убрав запрещенные вещи из его поля зрения. Подробно о том как, сколько и что запрещать описано в статье «Это хитрое слово нельзя».
Ребенок должен иметь простор для своей бурной деятельности. Направьте кипучую энергию крохи в мирное русло, а опасному или неприемлемому устремлению найдите адекватную замену. Например, на кухне, где так много заманчивых взрослых вещей, вроде горячей сковородки или острых ножей, можно найти не менее притягательные, но куда более безопасные пластмассовые миски или корзинку с луком и чесноком – пусть разбирает и складывает снова. Дети так же очень любят кастрюли. Пусть кроха подбирает крышки к подходящим кастрюлям, вставляет маленькую кастрюльку в большую, бренчит ложкой по крышке.
Обязательно заведите своему ребенку отдельный шкафчик или коробку для игрушек, в которой он будет маленьким хозяином. Не ругайте его за сломанные игрушки и другие предметы: пока он не может понять, почему это плохо, если из одной игрушки получилось несколько.
Если ребенок упрямится, лучший выход — не настаивать на своем, а как-нибудь перехитрить малыша: отвлечь, заболтать, использовать «говорящие» вашим голосом игрушки и т. д.
Если все же малышу необходимо сделать то, что ему совсем не нравится, то попробуйте эту неприятную процедуру превратить в игру. Например, при насморке нужно закапать капли в нос. Покапайте в начале из пипетки просто воду. Поиграйте в маленький дождик. Затем, помойте этим дождиком нос маме, папе, всем игрушкам. Предложите и малышу помыть так же его носик.
Также хорошая идея – как при боли в горлышке делать ингаляции. Налейте в большую миску или таз горячий отвар ромашки или содовый раствор, опустите в воду кораблики из бумаги и, накрывшись вместе с малышом простынкой, дуйте на них.
Ели все же у вашего малыша возникла аффективная вспышка, и он начал истошно плакать и кричать, проявите терпение. Иногда малыша невозможно успокоить, пока он сам не переживет эту ситуацию и успокоится.
Самое важное, что хотелось донести в этой статье, что ваш ребенок даже в этом возрасте — это уже человек, со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.
А Аллах Всевышний знает лучше.
Хаят Ибрагимова, детский психолог