Ребенок не отпускает от себя маму - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Ребенок не отпускает от себя маму

Вопрос:

Здравствуйте! Моему крошке-сыну год и 8 месяцев. Пошли недавно в садик в кратковременную группу (на 2 часа оставляю его с воспитателем и 5 детками), до этого мальчик был очень самостоятельный, играл, моего внимания требовал, но не постоянно, мог поиграть и сам. Теперь все иначе — он постоянно ноет «мааааама», я постоянно должна находиться в поле его зрения. Если раньше мы спали всю ночь, не просыпаясь, теперь мы постоянно просыпаемся со словами «маааама», я должна его либо погладить, либо поговорить с ним, даже любимый дед уже не интересен, если меня нет рядом. Раньше оставался с ночевками у бабушек, а теперь я и помыться 5 минут не могу. С папой не сидит совсем. Как помочь ему пережить трудный период, успокоить его?

Ответ:

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Действительно бывает такое, что детки, которые прекрасно могли поиграть самостоятельно и какое-то время побыть одни, вдруг снова не могут ни минуты остаться без мамы. Такой внезапной перемене поведения есть две причины: возрастные особенности и приобретенный жизненный опыт, т.е. какая-то ситуация, когда малыш испытал сильный дискомфорт или испугался.

К возрастным особенностям относится вторичная актуализация страха расставания с мамой. Что это значит? Это страх непосредственно перед разлукой с родителями как личностями и опасения потерять связь с ними. Он становиться актуальным в возрасте примерно 2 лет и может длиться до 3 лет.

С одной стороны, ребенок начинает отделяться от мамы, с другой – боится отпускать ее (ведь без мамы он уже не такой «сильный»). Малышу хочется больше узнать об окружающем его мире самому, но это пугает его. Перед ним стает дилемма: сможет ли он рискнуть расстаться с мамой хотя бы ненадолго или остаться в безопасности рядом с мамой, но при этом не удовлетворить свое любопытство? Для ребенка это выбор непростой. А если мама тоже не готова к «отделению», проявляя чувства повышенной тревоги за него, то любое расставание может быть очень тяжелым.

В любом случае, перед тем как отделиться от матери, ребенок будет «цепляться за нее» больше и чаще, чем раньше. И не всегда это бывает связано с разлукой – просто настал период отделения, когда ребенок почувствовал, что часть ответственности ему придется брать на себя. Это явление прогрессивное, в нем заключен большой потенциал развития. Но пройти его бывает непросто для обеих сторон, и расставание здесь является важным моментом формирования доверия и уверенности ребенка, что он справится.

Страх разлуки может проявляться по-разному: истерики, непослушание, капризы. Ребенок плачет и «не отпускает» маму, прячется за нее, после ухода может вести себя агрессивно или, наоборот, очень пассивно и без интереса. Еще одной формой проявления страха разлуки может быть боязнь незнакомых людей и «незнакомых» родственников (бабушек, дедушек, теть, дядь). Переживать по этому поводу не стоит – такой страх важная, полезная и вполне естественная стадия эмоционального развития ребенка.

Другой причиной возникновения сильной привязанности к маме — жизненный приобретённый опыт. В вашем случае это посещение садика. Почти любой ребенок, когда его отдают в детский сад, испытывает стресс. Малыш был всегда с близкими и знакомыми ему людьми, в комфортной ему обстановке вдруг оказывается один без мамы в незнакомом или мало знакомом месте с совершенно чужими людьми. И мало того, все потребности (еде, сне, туалете, ласки, внимании, защите и т.д.), которые у него появляются, малыш должен удовлетворить через этих незнакомых чужих теть. Конечно это большой стресс для ребенка!

А если такой стресс накладывается еще и на возрастные особенности (актуализация страха расставания с мамой), то страхи усиливаются, и ребенок буквально требует ежесекундное присутствие мамы рядом.

Конечно, это непростой период в жизни как родителей, так и ребенка, но с помощью некоторых мер его можно значительно облегчить:

• если есть возможность не посещать сейчас садик, отложите пребывание в садике до окончания актуальности страха расставания с мамой.

• не расставайтесь с ребенком в тот момент, когда он сильно встревожен.

• играйте чаще в «прятки», это хороший опыт для малыша – мама исчезает, но всегда появляется снова. Если малыш сам уходит в другую комнату, дайте ему возможность побыть одному.

• Всегда сообщайте заранее о своих планах уйти и обязательно прощайтесь! Никаких таинственных исчезновений! Метод «уйти тихонько, пока он не видит», доставляет малышу большие страдания и значительно усложняет ваши последующие расставания с крохой. Так как если малыш вдруг обнаруживает, что мама исчезла, это стресс. Как бы ему не объясняли, что «мама скоро придет», эти слова ничуть не поддерживают его в тот момент… Ему горько, больно, а главное — страшно! И такой опыт учит малыша впредь быть более бдительным: «Мама может исчезнуть, поэтому нужно быть всегда рядом с ней!».

• Заранее знакомьте его с тем, кто будет проводить с ним время, пока вы отсутствуете. Если вынуждены оставить с незнакомым человеком, выждите какое-то время, чтобы малыш познакомился и немного привык, пока вы находитесь рядом. Оставляйте ребенка с кем-то из домашних, постепенно увеличивая время, проведенное с ними без вас. Также можно проигрывать с игрушками ситуации расставания.

• Создайте ритуал ухода. Например, сказать малышу, что уходите, обняться в коридоре, сказать «люблю», сделать шаг назад и помахать, еще несколько шагов, воздушный поцелуй и уходите. Ритуал может быть любым, главное, чтобы ребенок знал: сейчас мы прощаемся, это значит, что некоторое время мамы не будет, но потом она вернется, как это происходит всегда.

• Уходя уходите. Не травмируйте ребенка и себя, возвращаясь каждую минуту, этим вы сделаете только хуже, причем всем – и вам, и ребенку, и тому, кто с ним остается.

• Объясните ребенку доступным языком, когда вернетесь. Понятия «20 минут», «3 часа» для него еще непонятны. Лучше сказать «после обеда», когда вот эта красная стрелочка доберется до вот этой циферки. (При этом убедитесь, что часовая стрелка сильно отличается, чтобы ребенок не перепутал ее с минутной и не решил, что его обманули, когда минутная стрелка в четвертый раз пройдет мимо нужной цифры.)

• Держите слово. Если обещали вернуться в пять (когда стрелочка и циферка), лучше прийти домой без пятнадцати пять, чем в десять минут шестого! Обманывая ребенка, вы подпитываете его страх.

• Подготовьте близких, родных, знакомых к возможно «прохладному» отношению чада к ним. И пусть бабушки не переживают от того что «внучок разлюбил бабулю». Прохладные, а порой агрессивные реакции детишек в такие моменты вовсе не «про любовь», а про актуальное состояние страха потерять маму

• По возможности не переживайте сами. Ну, или хотя бы открыто не демонстрируйте это ребенку, не драматизируйте.

• В первое время будьте готовы к испытаниям. Это период, который переживают все дети, это важная стадия, она похожа на мост, по которому ребенок идет от зависимости и тесной связи к более зрелой и менее напряженной привязанности к родителям. Не ругайте и не стыдите ребенка за то, что он будет расстраиваться, не отпускать вас, капризничать. Это пройдет, дайте ему время, будьте бережны и осторожны.

• Помните, что все проходит, и это пройдет. У большинства детей страх расставания со временем притупляется или рассеивается. Искать помощи у психолога имеет смысл, если симптомы беспокойства проявляются физически: тошнота и головокружения или снятся кошмары по ночам.

• Обратитесь к дуа, прося облегчения у Всевышнего, и уповайте на Его помощь!

Да поможет вам Аллах. Аминь.

А Аллах Всевышний знает лучше.

Хаят Ибрагимова, детский психолог

650

Последние статьи
03.09.2017
Подробнее
30.05.2017
Подробнее
25.05.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.