Вопрос:
Можно услышать много разных мнений про употребление в пищу креветок, мидий, кальмаров и осьминогов. Не могли бы вы сказать, можно ли есть что-то из этого и почему что-то из вышеперечисленного есть нельзя?
Ответ:
Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.
Согласно ханафитскому мазхабу, можно есть только тех обитателей моря, которые называются арабским словом «самак»[1]. Слово «самак» обычно переводится как «рыба».
Что касается креветок, то насчет них ученые разошлись во мнениях.
Причина этого – в том, что есть некая неясность, к какому виду отнести креветок. Некоторые ученые сочли, что креветки относятся к «самак»; другие решили, что не относятся. Те ученые, которые считали, что креветки – это тоже «самак», дозволяли их употребление в пищу. А те ученые, которые не считали, что креветки относятся к «самак», говорили, что их есть запрещено.
Ученые Индийского субконтинента, которые разрешали есть креветки:
1) Мавляна Ашраф Али Санви, рахимахуллах.
2) Муфтий Абдур-Рахим Ладжпури, рахимахуллах.
3) Муфтий Мухаммад Абдус-Салям Чатгами, рахимахуллах.
Ученые Индийского субконтинента, которые запрещали есть креветки:
1) Мавляна Рашид Ахмад Гангохи, рахимахуллах.
2) Мавляна Халиль Ахмад Сахаранпури, рахимахуллах.
3) Мавляна Рашид Ахмад Людьянви, рахимахуллах.
Оба эти мнения достоверны и достойны уважения. Богобоязненный человек, однако, не станет есть креветки, хотя существует и другое мнение.
Муфтий Рашид Ахмад Людьянви, рахимахуллах, пишет в «Ахсануль-фатва», что у рыбы есть три качества[2]:
1) Спинной хребет.
2) Жабры.
3) Плавники.
Таким образом, у мидий, кальмаров и осьминогов вообще нет качеств, присущих рыбе. Поэтому они не считаются рыбами. Значит, есть мидии, кальмаров и осьминогов, согласно ханафитскому мазхабу, не разрешается.
А Всевышний Аллах знает лучше.
Муфтий Фараз Адам аль-Махмуди
С английского языка перевела Малика Умм Яхья.
________________________________________
[1] (وَلَا) يَحِلُّ (حَيَوَانٌ مَائِيٌّ إلَّا السَّمَكُ) (الدر المختار ج 6 ص 306 أيج أيم سعيد)
[2] أحسن الفتاوى ج 7 ص 394 أيج أيم سعيد
darulfiqh.com