Хукм (решение) относительно сычужного фермента (ханафитский мазхаб) - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Хукм (решение) относительно сычужного фермента (ханафитский мазхаб)

 

Вопрос:

Разъясните положение относительно сычужного фермента (с помощью которого сквашивают молоко для получения сыра, творога и других молочных продуктов. Можно ли употреблять в пищу сыр, изготовленный из сычужного фермента животных, забитых не по правилам шариата?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Всевышний Аллах создал людей и даровал им религию Ислам. Ислам, в отличие от других религий, является всеобъемлющим образом жизни. Он включает в себя не только действия поклонения как намаз, пост, закят и хадж, но и все аспекты жизни, до такой степени, что даже пищу мы должны потреблять лишь дозволенную нам Аллахом. Мы не можем употреблять в пищу все, что нам хочется, мы можем есть лишь то, что чисто и дозволено.

Аллах говорит в Коране:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا لَا تُحَرِّمُوا طَيِّبَاتِ مَا أَحَلَّ اللَّهُ لَكُمْ وَلَا تَعْتَدُوا إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ الْمُعْتَدِينَ . وَكُلُوا مِمَّا رَزَقَكُمُ اللَّهُ حَلَالًا طَيِّبًا وَاتَّقُوا اللَّهَ الَّذِي أَنْتُمْ بِهِ مُؤْمِنُونَ (المائدة)

«О вы, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые дозволил вам Аллах и не преступайте (границ того, что Он запретил). Поистине, Аллах не любит преступающих! И питайтесь тем, чем наделяет вас Аллах, (что является) дозволенным [чистым от скверны], благим [полезным, а не вредным]. И остерегайтесь (наказания) Аллаха, в Которого вы веруете!» (5, 87-88).

Исследование состава сычужного фермента очень важно с точки зрения дозволенности/ запретности, поскольку это ключевой фермент в изготовлении сыра.

Что такое сычужный фермент (ренин, химозин)?

Сычужным ферментом называют природный комплекс ферментов, продуцируемых в подкладке мембраны сычуга — четвертого отдела желудка млекопитающих. Активное вещество в сычужном ферменте – это т.н. ренин (химозин). В нем присутствует и другие важные вещества, например, пепсин или липазы.

С помощью химозина сквашивается молоко в желудке млекопитающих животных, что очень важно для молодых животных, поскольку иначе они не получат необходимых им белков (из материнского молока). Секреция химозина достигает максимума в течение первых нескольких дней после рождения и уменьшается после этого. По этой причине чем моложе животное, тем активнее будут ферменты в его желудке.

После того, как люди обнаружили действие сычужного фермента, они начали сушить и очищать желудки телят для извлечения оттуда сычужного фермента, который затем добавляли в молоко, чтобы превратить его в творог и сыворотку.

Сычужный фермент также может быть получен из иных источников, помимо животных. В прошлом люди также использовали сквашивающие вещества из листьев инжира, дыни, дикой расторопши и сафлора для сыроделия. Наиболее широко используемый сычужный фермент неживотного происхождения получается путем брожения грибка под названием Мисог miehei.

В сегодняшнее время сычужный фермент, полученный с помощью генной инженерии, также стал распространенным в производстве сыра.

Хукм (шариатское правило) относительно животного ренина

Практика изготовления сыра очень древняя, она появилась задолго до прихода Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Изготовление сыра было очень распространено по той причине, что он может храниться очень долгое время (что было важно в жарком климате). Из хадисов известно, что Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) приносили сыр, изготовленный персами-зороастрийцами, и он ел его.

Ученые-ханафиты утверждают, что если сычужный фермент получен из желудка животных, недозволенных в пищу, то такой фермент употреблять не дозволено. Таким образом, сычужный фермент, полученный из желудка свиней и иных запретных животных, не будет дозволенным.

Если животное является дозволенным и было забито в соответствии с шариатом, то сычужный фермент будет дозволено употреблять.

Что касается сычужного фермента, извлеченного из дозволенных животных, которые не были забиты в соответствии с шариатом, по этому вопросу есть разница во мнениях между имамом Абу Ханифой и его двумя учениками имамом Абу Юсуфов и имамом Мухаммадом. Все три ученых были согласны, что сама сычужный фермент чист. Тем не менее, имамы Абу Юсуф и Мухаммад считали, что сычужный фермет находится в контакте с жидкостями желудка, которые становятся нечистыми после смерти животного, если они не были забиты в соответствии с шариатом. Таким образом, если сычужный фермент есть твердое вещество, его можно очистить путем промывания водой. Если он находится в жидкой форме, его невозможно очистить, и он будет нечистым. Имам Абу Ханифа утверждает, что жидкости желудка не становятся нечистыми после смерти животного, поэтому сычужный фермент будет чистым, независимо от способа его забоя.

Решение в ханафитском фикхе выносится по мнению имама Абу Ханифы, поэтому если сычужный фермент получен из дозволенных животных, его употреблять дозволено, независимо от того, было животное забито в соответствии с шариатом или нет.

— عن ابن عباس قال أتى النبى صلى الله عليه وسلم فقال أين صنعت غزاة بجبنة فى هذه فقالوا بفارس ونحن نرى أنه يجعل فيها ميتة فقال اطعنوا فيها بالسكين واذكروا اسم الله وكلوا (مسند احمد)
— عن ابن عمر قال أتى النبى صلى الله عليه وسلم بجبنة فى تبوك فدعا بسكين فسمى وقطع (سنن ابى داود)
— قوله : كالشعر الخ والمنقار والمخلب وبيضة ضعيفة القشرة ولبن وإنفخة وهي ما يكون في أجزاء من اللبن معدة الجدي ونحوه الرضيع قبل أن يأكل في الفتح قال لا خلاف ذلك في بن أصحابنا وإنما الخلاف من حيث تنجسهما فقالا : نعم لمجاورتهما الغشاء النجس فإن كانت الأنفحة جامدة تطهر بالغسل وإلا تعذر تطهيرها كاللبن وقال أبو حنيفة ليستا بمتنجستين لأن لا الموت يحلهما (حاشية الطحطاوى على الفلاح مراقى ص 169 دار الكتب العلمية)
— ( وشعر الميتة ) الخنزير على غير المذهب ( وعظمها وعصبها ) على المشهور ( وحافرها وقرنها ) الخالية الدسومة وكذا ما لا عن كل الحياة حتى على تحله الإنفحة واللبن الراجح…قال ابن عابدين: ( قوله حتى الإنفحة ) بكسر الهمزة وقد تشدد الحاء وقد تكسر الفاء . والمنفحة والبنفحة : شيء واحد من بطن يستخرج الجدي في الراضع أصفر فيعصر صوفة فيغلظ كالجبن ، فإذا أكل فهو كرش الجدي ، وتفسير الجوهري الإنفحة بالكرش سهو قاموس بالحرف فافهم . ( قوله على الراجح ) أي الذي هو قول الإمام ، ولم من صرح بترجيحه أر ، من تقديم ولعله أخذه الملتقى له كما هو صاحب وتأخيره قولهما عادته فيما يرجحه (الدر المختار مع رد المحتار 1:206)
— وإنفحة الميتة ولبنها في ضرعها وقشر البيضة الخارجة والسخلة الساقطة وهي من أمها مبتلة طاهرة عند أبي حنيفة رحمه الله . كذا في محيط السرخسي (الفتاوى الهندية)

(Примечание переводчика: в РФ и странах СНГ сычужный фермент изготавливают из желудков телят или ягнят, так что его употреблять дозволено).

А Аллах знает лучше

 

Эхзаз Аджмери, студент Даруль Ифта.

Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи

2920

Последние статьи
24.06.2017
Подробнее
13.06.2017
Подробнее
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.