На современном этапе развития всех сфер жизни общества подразумевается и развитие самого человека. В нынешнее время обилие информационного потока перегружает человека. Зачастую люди не готовы справиться с ним. Для современного человека есть все возможности учиться, развиваться и заниматься самообразованием. Но в определенных убеждениях человек либо медленно развивается и перевоспитывается, либо совсем отказывается от этого.
Исследования и опыт (психологов, педагогов, социологов) доказывают, что отношение к людям с особыми образовательными потребностями негативно, полно стереотипов, предрассудков. Сложившиеся и крепко укоренившиеся стереотипы по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья необходимо менять.
Исследователи по-разному трактуют причину такого отношения. А. Сековски полагает, что причины связаны с персональными чертами личности. Р. Кощчелака связывает это с влиянием социальных норм, верованием, уровнем культуры, социальной политикой.
Повсюду говорится о равноправии, толерантности и гуманном отношении ко всем. Ведь все мы люди. Каждый человек уникален и индивидуален. Теоретически все это понимают и соглашаются, но когда касается практического применения, то все меняется в противоположную сторону. Л. С. Выготский писал, что все рассчитано на нормальную психофизиологическую организацию человека. Вся наша культура — под человека, обладающего известными органами и известными функциями мозга. Все способы общения, орудия, техника, знаки, символы рассчитаны на нормальный тип человека. И как только появляется индивид, отклоняющийся от нормального человеческого типа, отягченный психофизиологическим недостатком, то сразу происходит расхождение, несоответствие линий естественного и культурного развития.
Анализ сложившейся проблематики позволяет условно выделить следующие виды отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья:
Согласно исследованиям Н. Н. Малофеева, для специальной педагогики XXI век – это развитие и становление третьего этапа развития национальных систем специального образования, соответственно пятый период эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии, который знаменует путь от изоляции к интеграции, затем и к инклюзии.
Прослеживается некая незавершенность второго этапа развертывания специальных образовательных учреждений и оформления параллельных систем специального образования. История специальной педагогики показывает, что прошло время изоляции людей с особыми образовательными потребностями. На государственном уровне было развито направление специального образования, общество осознало обучаемость таких лиц, но принять в общую массу на равных правах не может.
Ряд проводившихся исследований в общеобразовательных учреждениях о совместном пребывании и обучении здоровых детей с особыми детьми показал, что большая часть здоровых детей согласна, но не согласны их родители. И это печально. Известна первостепенная роль родителей в жизни, развитии, закладывании жизненно важных понятий для их ребенка, насколько родители ответственны за это. С рождения малыш входит в социум: сначала это семья и близкие люди, затем друзья, школа. Постепенно идет разделение по интересам: этническим, политическим, религиозным, профессиональным. Неосознанно происходит деление на «свое» и «чужое». В этот момент важна правильная позиция, адекватное и верное разделение.
Как утверждает Ю. Н. Баусов, в отношении стереотипов к людям с особыми потребностями все-таки происходят изменения, но медленно, и отчасти могут быть виноваты в этом сами люди с инвалидностью из-за порой нетипичного поведения, которое формирует неверное общее представление о лицах с особыми потребностями. По его мнению, яркие позитивные сюжеты в средствах массовой информации и создание государственных некоммерческих организаций, благотворительных фондов, общественных объединений инвалидов делают достаточно много для того, чтобы преодолеть существующие стереотипы. Но для начала необходимо, чтобы каждый из нас спросил сам себя, как лично он сам относится к этому. Как мы поступим в ситуации, если встретим на улице, в магазине или в транспорте человека с инвалидностью? Какие чувства мы испытаем? Если с уверенностью мы воспринимаем его как обычного человека, принимаем в свой мир, то затем необходимо ответить за своих детей, близких и друзей. И если окружающие нас адекватно относятся к людям с какими-либо нарушениями в развитии, то можно с уверенностью смотреть в будущее, где стереотипы искоренятся.
Альфия Умм Аиша